Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Николай Николаев: Поправки в Закон о ГЧП перезапустят информатизацию госсектора

Николай Николаев: Поправки в Закон о ГЧП перезапустят информатизацию госсектора
24 апреля 2017г. в Государственную Думу внесен законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», признающий ИТ-системы объектами ГЧП. 

Законопроект был инициирован Председателем комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николаем Николаевым совместно с  группой депутатов в целях реализации поручения Президента РФ №2346 об утверждении программы «Цифровая экономика», предусматривающей меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития в России цифровых технологий, что предполагает, в частности, обеспечение возможностей для реализации проектов в области развития государственных информационных систем (ГИС), а также совершенствования и повышения качества объектов ИT-инфраструктуры.

«Признание ИТ-систем объектами ГЧП значительно ускорит темпы информатизации и цифровизации страны, а значит, сделает многие рынки более прозрачными и улучшит качество конкуренции на этих рынках», - говорит автор законопроекта Николаев. «Рыночные компании смогут в короткий срок создать информационную систему, благодаря которой целый пласт процессов и функций станет понятным и прозрачным всем пользователям этой системы – будь то простые граждане, желающие записаться к врачу, участники тендера или претенденты на получение определенного типа лицензии».

Установление возможности заключать соглашения о государственно-частном партнерстве, в том числе концессии, в отношении объектов информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) позволит привлечь частные инвестиции и новые технологии в развитие ГИС и ИT-инфраструктуры. Это, в свою очередь, обеспечит экономию средств бюджетов разных уровней на десятки, а по ряду подсчетов – сотни миллиардов рублей. 

В случае создания объекта по модели ГЧП затраты на создание, модернизацию или эксплуатацию ИТ-системы могут взять на себя компании ИТ-рынка, при этом договором предусматривается возможность коммерциализации исполнителем созданного или модернизированного им продукта – например, за счет дополнительных функций, повышающих комфортность пользования сервисом. 

Отдельные проекты подобного рода уже реализуются в России, однако в отсутствие необходимой законодательной базы они вынужденно структурируются под иные объекты соглашений, например, дорожной инфраструктуры, такие как объекты фото-видеофиксации, весогабаритного контроля.

Перед внесением в Государственную Думу законопроект прошёл экспертно-консультационный совет фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и был одобрен Координационным советом фракции по законодательной деятельности. 

Концепция законопроекта была подробно обсуждена на тематическом заседании комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, на котором, в том числе, были озвучены официальные позиции профильных министерств, а также участников рынка ИТ-услуг, заинтересованных в новых механизмах его регулирования.

«По всей России работает больше 1200 ГИС, расходы на их эксплуатацию и модернизацию обходятся государству в десятки миллиардов ежегодно, а их функциональность, удобство и надежность работы не всегда устраивает пользователей – простых граждан, представителей бизнеса и иногда даже самих госслужащих», - подчеркнул Искендер Нурбеков, директор по правовым вопросам и инициативам ФРИИ. «Но, если создавать или развивать ГИС через механизм ГЧП, - в выигрыше окажутся все. Пользователи получат «рыночный» продукт, максимально удобный для эксплуатации, федеральные и региональные органы власти смогут ежегодно экономить десятки миллиардов рублей на создании и об ГИС, а ИТ-компании получат доступ к новому рынку, новые точки роста бизнеса и дополнительные стимулы для вложений в собственные инновационные разработки». 

По данным TAdviser, создание и развитие 10 самых дорогих информационных систем обошлось государству в 15,4 млрд руб. в 2015-16 гг., эксплуатация и модернизация – еще в 43,4 млрд руб. В их числе системы Федерального казначейства, таможенных органов и пр. Для сравнения, около 100 млрд рублей будет стоить государству программа продовольственной помощи малоимущим. 

«Сегодня в официальном реестре порядка 340 федеральных ГИС. Если за основу взять среднюю стоимость годового обслуживания одной такой системы, а это 20 млн руб., то государство сможет сэкономить на их содержании не менее 1,5 млрд руб. в год, эксплуатируя хотя бы 20 % от всего объема федеральных ГИС при помощи механизма ГЧП», - считает Николаев.