Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Общественный совет при комитете Госдумы по культуре обсудил будущее цирков и школ искусств

Общественный совет при комитете Госдумы по культуре обсудил будущее цирков и школ искусств
В пятницу, 31 мая, состоялось очередное заседание Общественного совета при комитете Госдумы по культуре. Депутаты, участники совета и эксперты обсудили актуальные для отрасли вопросы: сохранение и  развитие лучших традиций отечественного начального художественного образования, будущее цирков с животными в условиях действия Федерального закона «Об ответственном обращении с животными» и совершенствование процедуры выдачи фильмам прокатных удостоверений. 

«Некоторое время назад стали звучать разговоры: зачем мы обучаем в детских школах искусств такое количество детей? - сказала глава комитета Госдумы по культуре, депутат фракции  «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Елена Ямпольская. -  Процент тех, кто затем пойдет в училища и консерватории довольно невелик. Стоит ли тратить на это такие большие деньги? Не надо ли все это перевести в облегченный общеобразовательный курс? Эти разговоры, может быть, были не очень серьезными, но они взволновали профессиональное сообщество».

По мнению Ямпольской, траты государства на детские музыкальные школы  - это вложения не столько в будущих музыкантов, сколько в развитие граждан. 

«Человек, окончивший музыкальную школу, может, и не пойдет дальше в консерваторию, но совершенно очевидно, что у государства с ним будет меньше проблем, а пользы он принесет гораздо больше», - отметила депутат.  

Солистка Московской государственной академической филармонии Екатерина Мечетина подчеркнула, что благодаря широкому общественному резонансу в теме «достигнут прорыв».

«Есть повсеместное понимание огромной значимости и ценности системы детских школ искусств», - заявила Мечетина. По мнению эксперта, необходимо закрепить в рамках закона особый статус таких учреждений. «В законе «О культуре», который сейчас разрабатывается, необходимо закрепить специфику такого образования, его трехчастную структуру (школа, училище, ВУЗ) и особые виды образовательных программ», - сказала Мечетина. 

Эксперты также предлагают сделать реализацию предварительных профессиональных программ обязательной для ДШИ. 

Заместитель генерального директора петербургского Дома музыки Мария Ханько предложила принципиально отделить начальное профессиональное образование от дополнительного. «Это должно было заметно на всех уровнях: законодательном, организационном, педагогическом, финансовом», - отметила Ханько. 

Представители отрасли также обратили внимание на проблемы оснащения региональных и муниципальных детских школ искусств музыкальными инструментами, необходимость предоставлять педагогам творческие отпуска раз в 5 лет для гастрольной или научной деятельности, предложили разработать систему профосмотров для учащихся, ввести в системе среднего профессионального образования специальность «настройщик музыкальных инструментов». 

Врио директора департамента науки и образования Министерства культуры РФ Наталия Шутенко заявила, что для решения этих вопросов в ведомстве сформирована рабочая группа. Предложения экспертов по нормативному регулированию системы ДШИ в Минкультуры  обсудят в июне. 

Еще одной темой заседания Общественного совета стала работа российских цирков с животными после вступления в силу Федерального закона «Об ответственном обращении с животными».
 
«Сейчас несколько федеральных ведомств готовят подзаконные нормативные правовые акты. Цирковое сообщество взволнованно. Целый отряд зоозащитников выступает за закрытие цирков с животными. Моя личная позиция: наши традиционные и известные цирки с династиями должны сохраниться, это национальное достояние России. Главное — обеспечить животным хороший уход и условия для жизни», -  сказала Ямпольская.

Генеральный директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный отметил, что против цирков с животными ведется серьезная кампания. По мнению дрессировщика, информация о цирках с животными подается в интернете чаще всего однобоко и некорректно. «Русский цирк - это серьезная индустрия, во многом недооцененная. Это международный язык, который понятен на всех континентах», - заявил Запашный. 

И.о. генерального директора ФКП «Росгосцирк» Владимир Шемякин подчеркнул, что цирковое сообщество как никто заинтересовано в ответственном отношении к животным. Шемякин предложил создать совет, который бы влиял на выдачу лицензий циркам. «Мы предлагаем включить туда людей с опытом работы в цирке не менее 10 лет. Дать совету возможность не только выдачи и отзыва лицензий, но контроля и проверки. Как обстоят дела в государственных компаниях, мы представляем. Но не очень хорошо знаем, что происходит в частных цирках и шапито, - сказал глава Росгосцирка. - 95 % негативных публикаций в интернете относятся именно к таким частным компаниям». Также эксперт предложил ввести аттестацию лиц, работающих с животными. 

Директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества министерства культуры РФ Оксана Косарева поддержала предложения Росгосцирка. Косарева сообщила, что профессиональное сообщество активно участвует в разработке постановлений Минкультуры «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию» и «Об утверждении перечня случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях». Кроме того, министерство выступает соисполнителем в подготовке документов иными федеральными органами власти. «Эти документы должны защитить государственные цирки», - сказала представитель Минкультуры.

Главные темы заседания прокомментировали писатель Евгений Водолазкин, продюсер и композитор Игорь Матвиенко, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Машков, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов, музыкант Сергей Шнуров.

Деятели культуры подробно обсудили существующую систему выдачи  прокатных удостоверений на фильмы. «Наш комитет считает, что эту процедуру нужно сделать более прозрачной, по максимуму отразив ее в законе «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Это упростит жизнь и чиновникам, выдающим удостоверения, и производителям, и прокатчикам, и зрителям», - сказала Ямпольская.

Руководитель компании «СТВ», соучредитель студии «Мельница», продюсер Сергей Сельянов высказался в пользу открытого сотрудничества между всеми заинтересованными лицами: от кинематографистов до представителей проката. 

В свою очередь директор департамента кинематографии министерства культуры РФ Ольга Любимова заявила, что из 2,5 тысячи прокатных удостоверений всего четыре случая вызвали споры. «Боюсь, что какие бы мы не внесли изменения в законодательство, мы не перестанем сталкиваться с продюсерами, которые требуют статус «главный фильм года», апеллируя к теме, но забывая о качестве», - сказала Любимова. 

Председатель комитета Госдумы по культуре отметила нехватку системности на отечественном кинорынке. «Мы готовы участвовать в этой работе так, как скажет сообщество», - признала Ямпольская.

В итоге участники Совета решили, что для подготовки общей стратегии по выдаче прокатных удостоверений представители киноиндустрии соберутся еще раз, но уже более узким профессиональным составом.