Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Павел Крашенинников: Авторами закона о такси не удалось соблюсти баланс интересов всех игроков рынка

Павел Крашенинников: Авторами закона о такси не удалось соблюсти баланс интересов всех игроков рынка
Совет при Президенте России по кодификации и совершенствованию законодательства дал отрицательное заключение по проекту федерального закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект был направлен на экспертизу в Совет Министерством транспорта Российской Федерации.

«Совершенно очевидно, что текущая экономика на рынке такси существенно отличается от той, что была 20 лет назад, и нуждается в регулировании. Уже не всегда нужно звонить по телефону, чтобы вызвать такси, почти повсеместно такси можно вызвать онлайн при помощи мобильных приложений агрегаторов. В связи с этим с юридической точки зрения образовалось несколько групп, участвующих в таких правоотношениях – агрегаторы, таксопарки, водители, пассажиры. Разработчики законопроекта пытаются учесть интересы всех сторон, однако при анализе документа совет пришел к выводу, что соблюсти баланс интересов всех игроков рынка в законопроекте не удалось», - заявил председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия»).

По мнению экспертов Совета законопроектом предлагается несколько спорных договорных моделей. Так, согласно договору «по обеспечению осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси» автомобиль предоставляется в аренду водителю для оказания услуг по перевозке граждан, но, при этом водителю предоставляется возможность проходить медицинский осмотр у своего арендодателя, а арендодатель полностью заниматься содержанием и техническим обслуживанием автомобиля. По заключению Совета, такая договорная модель трудно отличима от трудового найма водителя. 

Противоречия вызвала и другая договорная модель, предложенная разработчиками законопроекта – по осуществлению деятельности службы заказа такси. Согласно законопроекту предлагается возложить на сервисы-агрегаторы солидарную ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира или его имуществу. Солидарную ответственность служба заказа такси будет нести вместе с водителем, а в ряде случаев, вместе с таксопарком. Однако заложенный законопроектом подход, в соответствии с которым служба заказа такси – лишь исполнитель по договору об оказании посреднических или информационных услуг, не совпадает с ответственностью, которую разработчики хотят возложить на сервисы-агрегаторы. По мнению экспертов совета, онлайн-сервисы по заказу такси, которыми пользуются граждане, не просто оказывают услуги посредника между пассажиром и такси. Они также взимают провозную плату, обеспечивают водителей транспортом, организуют пассажиропотоки и прочее. В этом случае модель договора заказа такси должна быть более глубоко проработана. 

«Действительно важно законодательно урегулировать деятельность служб заказа такси, их отношения с перевозчиками и пассажирами, определить степень ответственности агрегаторов, таксопарков и водителей за причиненный ущерб в том числе в результате ДТП. Но на сегодняшний день мы можем заключить, что документ не готов и нуждается в существенной доработке – как глобальной, так и точечной», - подытожил Павел Крашенинников.