Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Павел Крашенинников: Все уровни власти будут действовать слаженно и четко, как единый организм

Павел Крашенинников: Все уровни власти будут действовать слаженно и четко, как единый организм
Сегодня Госдума приняла в третьем чтении закон о региональной власти в субъектах Российской Федерации, подготовленный во исполнение обновленных положений Конституции (проект федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»). 

Авторами законопроекта являются сопредседатели Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию, председатели комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Павел Крашенинников и Андрей Клишас.

«Главная цель нового закона о публичной власти — наладить связь между федеральной властью, регионами и муниципалитетами. Система публичной власти должна стать понятной, общедоступной и четкой для любого гражданина России. Новым законом убираются устаревшие положения старого закона (№ 184-ФЗ от 06.10.1999г.), который утрачивает свою силу, и предлагается обновленная система, более понятная и прозрачная», - заявил Павел Крашенинников. 

Новый закон состоит из 11 глав и 65 статей.

В соответствии с конституционными основами законом предлагается следующее.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный орган субъекта, высшее должностное лицо субъекта, высший исполнительный орган субъекта, иные органы государственной власти субъекта, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Корректируется система региональных органов власти и совершенствуется их взаимодействие. 

Высшее должностное лицо субъекта признается обязательным органом публичной власти в субъекте РФ, которое одновременно замещает и государственную должность Российской Федерации, и государственную должность субъекта РФ. «Что крайне важно для граждан — глава субъекта Российской Федерации согласно новому закону одновременно является и главным региональным чиновником и федеральным чиновником в регионе. Таким образом, он становится связующим звеном в вертикале власти», - прокомментировал Павел Крашенинников. 

Закрепляется, что наименованием должности высшего должностного лица является «Глава» с дальнейшим указанием наименования субъекта РФ. Уставом может быть предусмотрено дополнительное название должности (например, губернатор или мэр). Однако такое наименование не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства – Президента Российской Федерации. Это исключение предусматривал и старый закон №184-ФЗ.

Глава субъекта РФ осуществляет руководство исполнительной властью в регионе, определяет систему и структуру региональных исполнительных органов. Он формирует региональное правительство и принимает решение о его отставке. Глава региона может либо самостоятельно возглавить региональное правительство, либо ввести отдельную должность председателя регионального правительства. 

Изменяется механизм ответственности главы региона. Он может быть отрешен от должности Президентом, в том числе в связи с утратой доверия. Кроме того, Президент вправе применять к главе субъекта РФ иные меры ответственности, такие как предупреждение, выговор. «По аналогии с полномочиями президента в отношении глав субъектов, последние смогут принимать решения об отстранении от должности мэров городов», - отметил Павел Крашенинников.

Субъекты Российской Федерации теперь будут сами определять количество сроков, в течение которых глава региона может занимать такую должность. Раньше это регулировалось федеральным центром. 

Высший исполнительный орган субъекта в соответствии с внесенными поправками может именоваться с учетом местных традиций и особенностей - с учетом поступивших замечаний от регионов предусмотрена возможность наименования высшего исполнительного органа «совет министров», «кабинет министров», «администрация» и прочее.

Законопроектом предусмотрено, что все региональные депутаты замещают государственные должности субъекта РФ - независимо от того, работают они на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. По аналогии с депутатами Государственной Думы и муниципальными депутатами предлагается механизм ответственности для региональных депутатов в виде предупреждения, освобождения от должности в региональном парламенте.

Для оптимизации законодательного процесса, с учетом поступивших замечаний от регионов, в законе предусмотрен общий срок рассылки законопроектов совместного ведения в регионы 30 дней, который может быть сокращен до 15 дней в соответствии с Регламентом Государственной Думы. Кроме того, предусматривается возможность утверждения отзывов не на пленарных заседаниях законодательного органа субъекта, а в ином порядке, предусмотренном регламентом законодательного органа.

Закрепляются положения Федерального закона №184-ФЗ о сложносоставных субъектах («матрешках) в части осуществления ряда полномочий областью за автономные округа, а также перечисления средств в бюджет области вместо бюджета автономного округа. По предложениям субъектов, входящих в состав Тюменской и Архангельской областей, а также полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, предусматривается возможность осуществления областью отдельных полномочий автономных округов, а также зачисление доходов автономных округов в бюджет области.

Закон содержит исчерпывающий перечень полномочий субъектов по предметам совместного ведения. «В первом чтении законопроектом было предложено отойти от перечисления полномочий и ограничиться указанием сфер. Такой подход вызвал опасения у субъектов Российской Федерации о возможности неконтролируемого расширения перечня полномочий в специальных федеральных законах. Мы предложили Свод полномочий. Он важен не только с информационной точки зрения, но и с позиции каждодневной работы органов власти, экономических, социальных отношений и защиты прав граждан», - пояснил Павел Крашенинников.

Регламентируется участие в назначении и освобождении от должности руководителей органов исполнительной власти региона федеральным органом исполнительной власти. Предполагается закрытый перечень сфер, по которым допускается участие и принцип «двух ключей», т.е. новые сферы не могут быть установлены в специальном законе без закрепления в законе о публичной власти. При этом федеральные органы исполнительной власти  при согласовании назначения и увольнения будут давать заключения о соответствии квалификационным и иным требованиям.

Кроме того, появляется возможность перераспределения полномочий от органов местного самоуправления органам государственной власти региона с возможностью последующего наделения перераспределенными полномочиями органов местного самоуправления с выделением необходимого финансирования. «Такое предложение поступило от Московской области для закрепления существующей в регионе практики поднятия муниципальных полномочий на региональный уровень и последующую передачу отдельных полномочий органам местного самоуправления с выделением финансов и возможностью контроля за их осуществлением», - отметил Павел Крашенинников.

В целях унификации законодательной процедуры вводится специальная статья о порядке внесения регионами законопроектов в Государственную Думу.

С учетом региональной практики перечень субъектов права законодательной инициативы в региональных парламентах дополняется прокурорами субъектов РФ и высшим исполнительным органом субъекта РФ.

Определяется статус финансового органа субъекта РФ, который является обязательным органом, и непосредственно устанавливается порядок назначения его руководителя с участием Минфина России.
Исключаются нормы, детально регулирующие бюджетный процесс. В этой части предусмотрена отсылка к Бюджетному кодексу.

Скорректированы положения по собственности субъекта РФ, определены основы порядка учета его имущества.

Законом также определены основы деятельности и закреплены полномочия таких органов, как уполномоченный по правам человека, уполномоченный по правам ребенка. «В законе отражены современные реалии, без которых уже невозможно представить эффективную работу любой организации или органа власти. Так, вводится единый электронный документооборот и порядок проведения онлайн-заседаний. Это будет способствовать оперативному решению вопросов, будет сокращено время взаимодействия», - заявил Павел Крашенинников.

Также закреплено, что органы публичной власти региона обеспечивают доступ населения к информации о своей деятельности.

«Закон вводится для систематизации публичной власти в стране. В России не было четкого распределения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными властями. Сейчас можно сказать, что формируется единое правовое пространство, прописываются общие принципы функционирования власти. Все уровни власти будут действовать слаженно и четко, как единый организм», - подытожил Павел Крашенинников.

Предусматривается, что основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 июня 2022 года.

Совет Федерации планирует рассмотреть закон о региональной власти в субъектах Российской Федерации на заседании 15 декабря.