Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Проблемы расчистки русел и ремонтов берегозащитных сооружений на реках Краснодарского края обсудили в Армавире

Наталья Костенко приняла участие в обсуждении проблем расчистки русел и ремонтов берегозащитных сооружений на реках Краснодарского края

Защита населенных пунктов от наводнений наиболее актуальна для районов Предгорья Краснодарского края. К сожалению, на сегодняшний момент мероприятия по очистке русел рек и эффективность берегоукрепительной работы оставляет желать лучшего. Причина - недостатки законодательства и отсутствие взаимопонимания между муниципальными и федеральными органами власти, ответственными за эту работу. В результате обсуждения данной проблемы в городе Армавире, собравшиеся пришли к выводу о необходимости уточнения нормы федерального законодательства в части определения собственника гидротехнических сооружений (ГТС), расположенных на водных объектах, которые находятся в федеральной собственности, а также детально прописать мероприятия охраны водных объектов, которые могут осуществлять региональные и муниципальные власти. Это должно позволить муниципалитетам без опасения прокурорских санкций самостоятельно расчищать русла рек от корчей и донных отложений.

Большинство защитных дамб на реках Кубань и Лаба было построено во время или после катастрофического наводнения 2002 года с целью максимальной защиты от затоплений и подтоплений расположенных вблизи водной глади населённых пунктов. В дальнейшем (в 2005 - 2006 гг.) возведённые «всем миром» защитные инженерные сооружения, далеко не в каждом случае отвечающие критериям ГТС, были переданы краевым законодательством в собственность поселений. При этом у большинства из этих поселений не оказалось средств не только на содержание, но и на оформление всех необходимых документов на собственность.

В связи с этим муниципалитеты давно бьют тревогу и просят федерального собственника рек проводить расчистку русел, поскольку невыполнение этих мероприятий приводит к более интенсивному разрушению дамб. Однако федеральные органы власти, ответственные за состояние рек, отвечают им, что поскольку в этих участках есть объекты берегоукрепления – проводить расчистку не требуется. Муниципалитеты просят дать возможность самостоятельно расчищать реки поскольку это дешевле, чем ремонтировать дамбы, на что получают ответ: федеральным законодательством передача полномочий не предусмотрена. Такая переписка администраций поселений длиться по 5-8 лет, а люди как страдали, так и страдают от затоплений.

Разрубить «гордиев узел» попросили депутата Государственной Думы Наталью  Костенко участники Межмуниципального форума органов местного самоуправления, который ранее состоялся в Лабинском районе.

На совещании, организованном в Армавире с целью обобщения сложившихся проблем в этой сфере, поиску их решения, а также об аналогичных проблемах заявили представители шести муниципалитетов (г. Армавир, Курганинский, Лабинский, Мостовский, Новокубанский и Успенский районы). Муниципалитеты и их руководители ежегодно получают штрафов на сотни тысяч и миллионы рублей. К обсуждению также привлекли представителей  прокуратуры края, Северо-Кавказского управления Ростехнадзора, министерства по делам ГО и ЧС администрации Краснодарского края и Кубанского водного бассейнового управления, выполняющего в соответствии с законодательством функции собственника в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности.

Первое на что обратили внимание участники совещания - сам факт распространения муниципальной собственности на предназначенное для защиты водного объекта, принадлежащего Российской Федерации, гидротехническое сооружение вызывает сомнение. Для решения этой коллизии необходимо определить в Водном кодексе РФ и иных положениях законодательства о водных отношениях чёткий порядок установления прав собственности на ГТС.

В ходе дискуссии был выявлен ещё один проблемный аспект - отсутствие отлаженного механизма взаимодействия между муниципальными и федеральными органами, отвечающими за предотвращение негативного воздействия вод и безопасность водных объектов. Так, администрация Новокубанского городского поселения несколько лет не может добиться от Кубанского бассейнового водного управления расчистки русла реки Кубани в районе микрорайона Капланово, что приводит к разрушению дамбы, на ремонт которой у поселения со скудным бюджетом просто нет денег. Эта проблема могла бы разрешиться при наличии у муниципалитета полномочий по расчистке наносов и отложений в русле реки, однако в Водном кодексе РФ попросту нет упоминания о полномочиях муниципальных органов по предотвращению негативного влияния вод.

В свою очередь бассейновое управление не торопится расчищать русла рек в зоне установки защитных дамб, полагая, что в рамках Федерального закона 117-ФЗ обязанности по содержанию ГТС возложены на их собственников, а значит на таких частях водного объекта не требуется проведение дополнительных мер по предотвращению вредного воздействия вод.

Муниципалитеты не согласны с оценками федералов. В результате они могут заходить в реки и вести там работы только после объявления режима ЧС, то есть, когда населенные пункты уже затопило и государство должно нести расходы по ликвидации чрезвычайной ситуации.

В связи с этим участники совещания пришли к выводу, что нужно перенастраивать работу на профилактический характер, а для этого нужно более четко прописать полномочия всех заинтересованных лиц в сфере охраны водоемов 

«Безусловно, в первую очередь следует уточнить порядок взаимодействия между органами власти разных уровней в области защиты территорий от затоплений и подтоплений, а также порядок согласования и включения соответствующих мероприятий в ежегодную программу работ уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Все участники, ответственные за состояние рек, должны слышать друг друга, а не вести переписку годами в то время, как люди теряют жилье, а бюджеты - миллионы рублей на устранение последствий наводнения. Имеются предпосылки для внесения в Водный кодекс РФ и соответствующие подзаконные акты изменений, касающихся передачи части полномочий в области предотвращения негативного воздействия вод и охраны водных объектов (в том числе с правом организации работ в руслах рек). Во всяком случае, такая дискуссия должна состояться на федеральном уровне. И мы будем ее инициировать», - прокомментировала Наталья Костенко итоги совещания.

По результатам обсуждения в органы прокуратуры и Росводресурса будут направлены депутатские запросы с просьбой проверить и дать правовую оценку конкретным обстоятельствам взаимодействия участников водных отношений в Краснодарском крае.

Озвученные предложения будут дополнительно проработаны и вынесены Натальей Костенко на расширенное заседание Совета законодателей Краснодарского края на базе Законодательного собрания Краснодарского края на следующей региональной неделе (конец февраля 2018 г.) с привлечением всех заинтересованных лиц.