Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Проблемы шахтерских городов требуют оперативного решения, считают во фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Уже в весеннюю сессию Государственная Дума может рассмотреть ряд законодательных инициатив, направленных на решение ситуации с сохранением и развитием шахтерских городов и выплатой зарплат шахтерам. С инициативой о создании рабочей группы, которая разработает соответствующие поправки, на пленарном заседании Госдумы в пятницу, 16 декабря, выступил депутат от Шахтинского 154 округа Ростовской области Максим Щаблыкин. Также он предложил палате парламента поручить комитету Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов наладить взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами с целью выработки положительного решения о выделении финансовых средств для погашения задолженности по заработной плате шахтерам.

По словам депутата, в кризисном положении некогда шахтерские города находятся еще с начала нулевых. «Это отголоски той кампании по реструктуризации шахт во время первой газовой и второй газовой пауз, когда многие шахты были либо приватизированы, либо закрыты», - говорит Щаблыкин. Найти выход из ситуации он пытался еще будучи депутатом города Шахты, депутатом Законодательного собрания Ростовской области от города Новошахтинска и Красносулинского района.

Из трех городов региона, где работали шахты Новошахтинска, Гуково, Зверево – производство действует сегодня только в Гуково, рассказывает парламентарий. «Но, к сожалению, с 2012 года этими шахтами владела компания «КИНГКОУЛ», которая своей задачей поставила просто-напросто обескровить, высосать все последнее, что только можно было высосать из этих шахт. Этот процесс был взят на контроль прокуратурой и правительством Ростовской области достаточно быстро, но управляющий директор компании, он же и собственник компании очень долго всем обещал, что эти вопросы решит», - вспоминает Щаблыкин.

В результате этой деятельности обанкротившаяся компания выставлена на продажу. Зарплату уже полтора года не получают порядка двух тысяч шахтеров. Общий долг перед ними – порядка 300 млн рублей.

«Правительство Ростовской области совместно с депутатами под руководством губернатора Голубева сделало все возможное, что может в законодательном поле сделать правительство. Но ведь мы не можем взять деньги бюджета, которые предназначены совсем на другие статьи, и отдать людям. Это мы каждый раз объясняем, мы находим все возможные и невозможные варианты, привлекаем для этого внебюджетные источники – порядка 20 млн рублей было выплачено людям из внебюджетных источников на сегодняшний день», - рассказывает он. В регионе также действуют программы профессиональной переквалификации для тех шахтеров, которые хотят найти работу в других сферах. Поможет решить вопрос с новыми рабочими местами и территория опережающего развития Гуково, где промышленный потенциал шахт со временем сменится промышленным потенциалом различных других производств.

Однако Щаблыкин подчеркивает, что проблему с выплатой денег шахтерам необходимо решить крайне оперативно. Для этого региональные чиновники обратились в правительство РФ с просьбой содействовать в разрешении ситуации. «Мы уверены, что 19 декабря по обращению Василия Юрьевича Голубева в правительство РФ, к председателю, будет доклад вице-премьера Ольги Голодец о методах решения данной проблемы. Но мы уже думаем о дальнейших наших действиях», - говорит парламентарий.

О проблеме горняков он также рассказал на пленарном заседании Госдумы в пятницу. Он предложил нижней палате парламента дать комитету Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов протокольное поручение о взаимодействии с соответствующими федеральными министерствами и ведомствами, представителями правительства Ростовской области и инициативной группы шахтеров с целью выработки положительного решения о выделении финансовых средств для погашения задолженности по заработной плате.

Кроме того, депутат заявил, что фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» предлагает создать рабочую группу для решения ситуации и оперативной подготовки законодательных инициатив, которые не позволят возникнуть подобным проблемам в будущем в масштабе страны».

По мнению парламентария, доработки требует закон «О банкротстве» в части доли средств, поступающих от продажи залогов шахтерских компаний кредиторам и собственно на зарплаты шахтерам. Сегодня эта доля составляет 80 и 20% соответственно. Щаблыкин уверен, что соотношение несправедливо. «Именно из-за этого мы на сегодняшний день недополучаем деньги, которые необходимо отдавать шахтерам. Эти средства практически не доходят до людей. Необходимо другое перераспределение», - говорит он.

Однако зарплаты горняков – не единственный вопрос, требующий оперативного вмешательства. На повестке стоит и выживание и дальнейшее развитие самих населенных пунктов. «Мы не можем себе представить на самом деле, какие последствия нас ожидают. И это мы видели на примере города Шахты, города Новошахтинска, когда шахты закрываются и ложатся тяжелым бременем на бюджет города. Для примера: город Шахты. До реструктуризации шахт имущество муниципалитета составляло всего две балансовые единицы: универмаг и ресторан. Все остальное было имущество шахт. То есть все дороги, все больницы, все детские сады – это все было имущество шахт. И фактически, когда закрылись шахты, это все легло тяжким бременем на муниципалитет», - отмечает Щаблыкин.

После закрытия шахт огромные комплексы – места выработки угля, стволы – остаются без надзора. Они представляют опасность для жителей, детей, которые в исследовательском порыве могут полезть в шахту и провалиться под землю. «Это все – неохраняемая территория, она брошена, затоплена. Соответственно, просто несет угрозу здоровью людей. А во-вторых, это же экологическая катастрофа. Это затопление шахт, которое приводит к отравлению земли тяжелыми минералами. Затем вода поднимается, происходит подтопление территорий, на которых живут люди. Для решения проблемы только в пределах одной шахты требуется порядка миллиарда рублей. А таких денег нет, это глубоко дотационные муниципальные образования», - говорит депутат.

Помочь в ликвидации имущества обанкротившихся шахт могут поправки в закон «О недрах» и отдельные законодательные акты РФ в части создания ликвидационных фондов. «Фонды нужны для финансирования работ, которые позволят не допустить глобальных проблем с экологией шахтерских территорий», - убежден Щаблыкин.

Также поправок требует закон «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности». «На сегодняшний день закон не учитывает тех пенсионеров, которые больше 10 лет проработали на государственных шахтах, а на пенсию уходили с приватизированных шахт, что не позволяет им получать пайковой уголь. Поймите правильно, такие города, как Шахты, Новошахтинск и Гуково никогда не были в программе газификации №1, потому что там были угольные шахты. На сегодняшний день люди также продолжают отапливать дома углем, а где нашим пенсионерам с их небольшими пенсиями купить себе на зиму столько угля? Поэтому я считаю, наш долг – изменить законы», - отметил Щаблыкин.

Он отмечает, что эти изменения облегчат ситуацию и в других шахтерских городах России: «у нас шахты находятся и на севере, и на востоке страны, мы считаем, эти вопросы помогут многим территориям, где работают горнорабочие, решить проблемы, это задел для решения проблем в будущем».

«Мы уверены, что у нас все получится. Но при этом мы просим и другие политические партии, особенно КПРФ, все-таки не раскачивать лодку, а совместно с фракцией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» решать проблемы избирателей. Все зависит от нашей активности, но считаю, необходимые решения мы можем принять уже в весеннюю сессию», - заявил Щаблыкин.