Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Профильный комитет Госдумы поддержал проект об отдельных апелляционных и кассационных судах

Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству на заседании во вторник, 13 февраля, рекомендовал принять в первом чтении проект федерального конституционного закона № 374020-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», внесенный Верховным Судом РФ.

Как сообщил Председатель комитета Павел Крашенинников, проектом предлагается создание обособленных надрегиональных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Предлагается внести изменения в Федеральные конституционные законы: «О судебной системе Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», которыми определяются полномочия, порядок образования и деятельности создаваемых кассационных и апелляционных судов, выделенных в отдельные инстанции, не связанные рамками административно-территориального деления субъектов РФ.

В настоящее время в системе судов общей юрисдикции действуют мировые, районные суды, областные и равные им суды (верховные суды республик, суды автономного округа, автономной области, города федерального значения и т.д.). Все они рассматривают дела по первой инстанции, то есть в полном объеме. В том числе Верховный Суд РФ - по определенным категориям дел.

«Вынесенное решение по закону можно оспорить в следующей инстанции – апелляционной. Так, для районных судов апелляционной инстанцией являются областные суды. Если же решение областного суда участники процесса сочтут несправедливым, то обращаются с кассационной жалобой, которую рассматривает президиум областного суда. При этом в апелляционной и кассационной коллегиях свои отдельные составы, но находятся они в одном суде, с одним председателем и с теми же сотрудниками аппарата суда», - напомнил Крашенинников.

Законопроектом предлагается выделить апелляционную и кассационную инстанции в отдельные суды, которые будут действовать в пределах соответствующих судебных округов. Каждый кассационный и апелляционный судебный округ будет включать в себя несколько регионов. «В таком случае рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же субъекте РФ, и тем более в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции. Это позволит сделать суды более независимыми, вывести их из-под регионального влияния и коррупционных рисков», - пояснил глава думского комитета.

Предлагается создать пять отдельных надрегиональных апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции.

Апелляционный суд будет рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа.

Кассационный суд будет являться вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. В его компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

В законопроекте содержатся предложения о размещении вновь создаваемых судов в определённых городах. Однако, как отметил Павел Крашенинников, этот вопрос должен прорабатываться ко второму чтению законопроекта с учетом экономической и судебной активности, транспортной составляющей и уровня преступности по регионам. Также должно приниматься во внимание наличие в этих городах апелляционных и кассационных арбитражных судов, поскольку представляется целесообразным не располагать в одних и тех же городах несколько судов.

«Важно отметить, что в целях приближения правосудия к месту нахождения или жительства лиц, участвующих в деле, законопроектом предлагается возможность образования в составе суда постоянного судебного присутствия, расположенного вне места постоянного пребывания суда, но осуществляющего его полномочия. Это повысит доступность правосудия для лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях. Кроме того, обеспечению доступности правосудия способствует использование в судах видео-конференц-связи», - отметил Крашенинников.

В соответствии с законопроектом, апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции будут действовать в составе президиума суда, судебных коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих.

«Предполагается, что формирование штатной численности создаваемых судов будет осуществляться, в том числе, за счет перевода судей и сотрудников аппарата из судов областного звена. После передачи этими судами полномочий по рассмотрению дел в кассационном и апелляционном порядке часть судей и сотрудников аппарата могут быть переведены в новые суды. При этом ожидается, что часть должностей в областных судах будет сокращена, поэтому в законопроекте содержатся предложения по выплате выходных пособий тем сотрудникам, которые не войдут в новые структуры», - сообщил парламентарий.

Законопроект предусматривает и другие расходы, которые потребуются из федерального бюджета для создания обособленных кассационных и апелляционных судов. В том числе, на оборудование рабочих мест и залов судебных заседаний, на переезд сотрудников и их семей в создаваемые суды и т.д. «В этой связи, при подготовке законопроекта ко второму чтению нужно дополнить его переходные положения. Кроме того, потребуются корректировки процессуального законодательства. А также необходимо предусмотреть переходные положения с учетом механизма передачи компетенций по рассмотрению соответствующих дел во вновь создаваемые суды. Все это займет немало времени между первым и вторым чтением», - сказал Крашенинников.

Стоит отметить, что предлагаемые изменения продолжают судебную реформу, которая проводится в нашей стране с 90-х годов. Разделение судебных инстанций – апелляционной и кассационной, и выделение в отдельные надрегиональные суды – это очень важные, системные изменения, которые потребуют не один год на реализацию. Подобную реформу мы уже проводили в арбитражной системе, и она дала положительный эффект.

«В целом принятие законопроекта позволит обеспечить независимость и самостоятельность функционирования инстанций в судах общей юрисдикции, снизит коррупционные риски и влияние региональных связей. Но плоды этих изменений проявятся не сразу, а по прошествии 5-10 лет», - заявил Крашенинников.