Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

В Госдуме обсудили проблемы, связанные с организацией туристско-экскурсионных выездов для учащихся

В Госдуме обсудили проблемы, связанные с организацией туристско-экскурсионных выездов для учащихся

Заседание «круглого стола» комитета ГД по образованию и науке на тему: «Оптимизация государственного регулирования вопросов организации выездных мероприятий с обучающимися (туристско-краеведческой деятельности) — транспортное, медицинское обслуживание, обеспечение безопасности, финансовое и техническое обеспечение» состоялось в Госдуме в понедельник, 13 ноября.

Открывая заседание, заместитель председателя комитета ГД по образованию и науке Лариса Тутова отметила, что речь, в первую очередь, идет о выездных мероприятиях с обучающимися, которые проводятся в рамках освоения основных общеобразовательных или дополнительных образовательных программ.

Вопросы же летнего отдыха обучающихся, по мнению парламентария, могут стать предметом отдельного обсуждения в силу значительной специфики и особенностей законодательного и нормативно-правового регулирования.

Тутова напомнила, что туристская, краеведческая деятельность, учебные экскурсии имеют целью расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду.

В своем выступлении депутат рассказала, что потребность в экскурсионной практике в России формировалась исторически — начало формирования экскурсионной практики в России связывается с эпохой «Великих реформ» и, в частности, с реформой образования. Несмотря на споры, которые велись в то время, на основе практических занятий постепенно формируется так называемый «экскурсионный метод», как один из важнейших элементов всей системы образования и, в первую очередь, в естественных науках. В 1901 году зародились городские экскурсии, тогда и выработались основные принципы их подготовки и проведения. Возникли также уроки-экскурсии для учащихся. После Октябрьской революции 1917 г. в деле просвещения населения, в огромной массе мало грамотного, наглядность имела первостепенное значение. Позднее, в 1921 г., были созданы два института — Центральный музейно-экскурсионный институт и Петроградский Экскурсионный институт. Их задачей являлась научная деятельность в области разработки экскурсий, их проведения, создания новых работ по экскурсоведению. В послевоенные годы появились принципиально новые, специально разработанные производственные экскурсии на предприятия, активно развивались экскурсии с целью профессиональной ориентации. К началу «перестройки» ежегодно в музеях, на экскурсионных маршрутах число советских экскурсантов достигало 50 миллионов.

Но в последнее время, по словам Тутовой, наблюдается спад в этой деятельности.

Депутат отметила, что сеть учреждений дополнительного образования детей по направлениям деятельности туристско-краеведческая в 2006 году составляло 329, а в 2016 году только 177.

«Численность занимающихся в этих учреждениях в 2006 году было 218 295 чел, а в 2016 году 152 302 человек. Численность детей, принимавших участие в экскурсиях в 2006 году было 3 206 250, а в 2016 2 021 712 человек. Численность детей, принимавших участие в походах 2006 году 1 414 683 детей, а в 2016 году только 717 292, то есть сокращение в два раза», — привела депутат данные статистики.

В ходе парламентских слушаний участники обсудили основные проблемы, провоцирующие такое снижение.

Одна из них — снижение объемов финансирования, выделяемого на дополнительное образование в бюджетах всех уровней. Паспортом приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» предусмотрено выделение от 20 до 35 миллионов рублей ежегодно в период 2018—2020 гг., а в заключении на проект федерального закона о бюджете на аналогичные плановые периоды запланировано выделение всего чуть меньше 1,5 миллионов рублей в год, что в 20–30 раз меньше.

Следующая проблема касается разрозненности требований, прописанных в законах и подзаконных актах и касающихся санитарных норм, правил перевозки детей и медицинского оборудования, условия работы палаточных лагерей.

Председатель комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов назвал обсуждаемые вопросы вопросами межведомственного взаимодействия. Он перечислил основные проблемы, а также высказал свое мнение касательно путей их решения.

Парламентарий в своем выступлении подробно остановился на вопросе рассогласованности нормативной базы: «Если взять хотя бы только самые главные документы: нормативные акты, приказы разных ведомств, министерств, туристов, образования, здравоохранения, — первое, на что обращаешь внимание — на их несогласованность».

«В условиях разделения ответственности мы имеем те проблемы, которые имеем. Всегда важно понимать, чья это ответственность», — подчеркнул депутат.

Он особенно отметил, что на практике соответствовать всем этим нормативным актам не просто сложно, а невозможно: «Мы должны выходить на простые, малостраничные документы, в которых обозначена основная суть того, что мы делаем».

По мнению парламентария, основой совершенствования нормативной базы является учет опыта людей, которые применяют ее на практике. Он обратил внимание собравшихся на то, что с точки зрения законодательства в здравоохранении, имеется задача обеспечения медицинской помощи вне медицинской организации, что само по себе противоречит ФЗ № 323. «Обеспечение медицинской деятельности вне медицинских организаций возможно в машине скорой помощи, на этапах медицинской эвакуации и еще в некоторых моментах, которые прописаны достаточно непросто в ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», — подчеркнул Морозов.

По мнению парламентария, необходимо достичь гармонии между законом об образовании, где, на его взгляд, установлена избыточная ответственность в части, касающейся обеспечения здоровья, чего система образования не может на себя взять и некая минимизация участия со стороны здравоохранения. Именно эту ситуацию и необходимо разрешить, считает Морозов.

Несмотря на то, что изначально было заявлено, что тема не касается организации летнего отдыха и оздоровления, тем не менее, Морозов коснулся этих форм выездных мероприятий, поскольку все это, так или иначе, довольно тесно связано.

Депутат обратил внимание на многообразие форм и огромный перечень, хотя и конечный, детских медицинских организаций, лагерей, различных туристических групп и других, отличающихся друг от друга и требующих определенного нормативного регулирования. Морозов напомнил, что первое заседание комитета Госдумы по охране здоровья в сентябре было посвящено анализу медицинского обеспечения детского отдыха. «В законе то, что касается здоровья, называется оздоровлением, — сказал Морозов, — а оздоровление — это больше даже создание условий, таких как солнце, воздух, вода, хорошее питание, а не обеспечение медицинской помощи».

«Когда мы стали погружаться в практику и взаимодействовать с летними лагерями, то многие позиции в жизни, „на земле“ вызывали серьезные удивления, начиная с лицензирования. Лагерь для подростков получает лицензию по педиатрии, и в комнатке, которую мне показывают, демонстрируют весы для новорожденных, которые закатаны в перечень лицензии?», — привел пример Морозов. Депутат уточнил, что такие весы стоят довольно дорого — 26000 рублей.

Приводя другой случай, председатель профильного комитета рассказал, как каждый год в лагерь приходят надзорные органы и пишут специальную бумагу об отсутствии спасательной шлюпки: «Притом каждый год как будто узнают, что водоема в этом лагере нет. Но по шлюпке акт заключается, и, может быть, кого-то штрафуют».

«Это касается и вопросов питания, — продолжил Морозов, — когда директору лагеря год от года было удобно покупать рядом великолепное мясо, великолепные продукты, а сейчас через конкурсную процедуру он вынужден покупать продукты где-то не очень хорошего качества».

Морозов заявил, что, по его мнению, год говорить об этих проблемах и не иметь решения — неправильно. «Это то, что в наших силах изменить», — подчеркнул Морозов.

Проблемы есть также и в вопросах, касающихся занятий физкультурой, формирования групп здоровья и многого другого, что имеет решение всего лишь в одном — в присутствии медработника в образовательной организации и, соответственно, в лагере. «Это осуществимо либо посредством договора с медицинской организацией и организацией, обеспечивающей отдых, либо посредством делегирования медицинского работника», — считает Морозов.

По словам депутата, в реальной практике врачи, узкие специалисты, такие, в частности, как хирурги, устраиваются летом в лагерь, покупают самостоятельно препараты, едут с ними в лагерь, каким-то образом лечат. Об этом Морозов докладывал на заседании комитета представителям Министерства образования, Министерства здравоохранения, Россдравнадзора. Такая практика, как заверил депутат, наблюдается повсеместно.

Депутат в своей речи остановился на организации поездки с детьми на речной остров: «Необходимо учитывать, что в случае необходимости должна быть в доступе лодка, к берегу должна быть возможность подъезда машины «скорой помощи».

«И нельзя забывать о таком важном этапе организации выезда, как уведомление — если едет группа на волжский остров, все службы соответствующего волжского города или городка должны знать о том, что там дети, сколько их человек, и в случае экстренной ситуации должно быть понимание, как и куда будет осуществляться эвакуация», — подчеркнул Морозов.

Отдельный очень важный вопрос, по мнению Морозова, — оказание первой медицинской помощи, это Статья 31 ФЗ № 323. «Мы практически всех педагогов по стране выучили оказанию первой медицинской помощи. А зачем, если они не имеют права оказания такой помощи?» — сказал Морозов. Он выразил уверенность, что уже к концу осени обязанность педагогов оказывать первую помощь будет прописана в законе. «Ничего в этой помощи сложного нет вообще, но это спасет очень многие жизни. Более того, переведет плоскость общения педагога и родителя совершенно на иной уровень», — сказал депутат.

Он также напомнил, что рекомендации по профилактике детского травматизма уже достаточно устарели — они разработаны в 1982 году.

Подводя итог, Морозов отметил, что взаимодействие педагогики и медицины для пользы детям является определяющим: «Ярким примером является блестящий хирург Николай Иванович Пирогов, которого многие считают основателем русской педагогической школы. Именно он ушел от палочной системы наказания и разработал систему начальной школьной подготовки».

«При всем многообразии нормативной документации общая задача — всем вместе сесть и прописать сквозной единый приказ, в том числе и по школьной медицине. Не должен человек все время искать нормативную базу, на которую ему ссылаться, и самое главное — определять главенство документов. Необходим сквозной единый приказ, четкие должностные инструкции, определенная договоренность в уведомительном листе родителей, на каких условиях они передают своих детей и где прописаны полномочия педагогов и сопровождающих детей медицинских работников», — заключил депутат.

Результатом обсуждения стали рекомендации профильным и смежным министерствам и ведомствам о необходимости внесения ряда изменений в законодательство. Правительству РФ предполагается направить рекомендации, касающихся правил организованной перевозки группы детей — отмена определения рассадки детей в автобусе; отмены документа, регламентирующего порядок посадки детей в автобус; отмены подачи уведомления на перевозку детей в пределах населенного пункта в границах муниципального образования.

Министерству Образования РФ будет предложено разработать нормативные акуты, регламентирующие образовательный туризм детей и молодежи как неотъемлемую часть учебного процесса, а также разработать для субъектов РФ методические рекомендации по организации туристско-краеведческой, экскурсионной деятельности обучающихся.

Прозвучало также предложение, адресованное МЧС РФ, предусмотреть возможность постановки детской туристской группы на учет в электронной форме.

Среди рекомендаций также — внесение изменений в СанПиН, касающихся устройства и организации палаточных лагерей, речь идет о введении понятия определяемой границы территории лагеря, а также обеспечения возможности оперативного информирования экстренных служб посредством любого вида связи.

Органам законодательной и исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано при планировании бюджетов на соответствующие периоды предусматривать выделения средств для выполнения в полном объеме Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации госполитики в области образования и науки».

В ходе заседания также прозвучало предложение о создании рабочей группы с целью изучения нормативно-правовой базы в сфере обеспечения выездных мероприятий и выработки предложений для Правительства по ее регулированию.