Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Законопроекты, устанавливающие дополнительную защиту прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, рекомендованы к принятию в первом чтении

Законопроекты, устанавливающие дополнительную защиту прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, рекомендованы к принятию в первом чтении

В понедельник, 5 февраля, комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел и рекомендовал принять в первом чтении два проекта федеральных законов, направленных на борьбу с самовольными постройками и пресечение самовольного строительства:
— проект федерального закона № 301924–7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)»,

— проект федерального закона № 301854–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования механизма пресечения самовольного строительства)».

«Проекты являются частью пакета законопроектов, находящихся на рассмотрении Государственной Думы, предполагающих внесение изменений в Гражданский, Градостроительный, Земельный кодекс, в Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты. Поэтому даты вступления в силу этих законопроектов должны быть синхронизированы», — пояснил председатель комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Павел Крашенинников.

Проектами, рекомендованными Комитетом к принятию, уточняется понятие «самовольная постройка», изменяются правила об основаниях и порядке сноса самовольной постройки, а также усиливаются административные меры противодействия самовольному строительству.

Предлагается установить дополнительные меры по защите прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество.

Так, устанавливается, что не является самовольной постройкой создание объекта, если его собственник не знал или не мог знать об ограничении использования земельного участка. «То есть, если этих сведений не было в публичном доступе на момент возведения постройки. Кроме того, исключается признание постройки самовольной, если она возведена с нарушением градостроительных или строительных норм и правил, которые утратили силу на момент выявления такой постройки», — добавил Крашенинников.

В отношении постройки, признанной самовольной, предлагается ввести механизм приведения ее в соответствие с установленными требованиями. «В результате этого правообладатель сможет оформить право собственности на такую постройку», — сообщил парламентарий.

Помимо этого, предлагается определить случаи, в которых решение вопроса о сносе самовольной постройки или о приведении ее в соответствие требованиям может осуществляться только в судебном порядке, а не по решению органа местного самоуправления. «В частности, если право собственности на постройку уже зарегистрировано в ЕГРН, либо если постройка является жилым или садовым домом», — пояснил Крашенинников.

Также вводится механизм возмещения убытков за счет казны Российской Федерации лицам, которые приобрели объект недвижимости, в случае признания его самовольной постройкой, если право собственности на данный объект уже было зарегистрировано в ЕГРН.

«Все эти меры позволят защитить права граждан на недвижимое имущество и сделать механизм признания построек самовольными более объективным, что особенно важно для собственников жилых домов и квартир», — сказал депутат.

Однако некоторые положения нуждаются в дополнительном обсуждении и доработке.

«Поскольку положения статьи 2 законопроекта № 301924–7 определяют особенности применения предложенных изменений ГК РФ, Комитет считает целесообразным отразить их в законе „О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, что будет прорабатываться ко второму чтению, — отметил Крашенинников. — Помимо этого имеются и другие замечания. Так, не проработан механизм подтверждения того, что постройка приведена в соответствие с требованиями. Не разграничены основания принятия решений о сносе или о приведении самовольной постройки в соответствие с требованиями. Отсутствуют критерии для принятия того или иного решения».

Более того, проектом предлагается ввести в ГК РФ механизм принудительного изъятия земельного участка у его собственника, если самовольная постройка не снесена в установленный срок или не приведена в соответствие требованиям. «Причем, независимо от того, кем она возводилась — самим собственником или третьим лицом, например, арендатором. Представляется, что лишение права собственности должно являться исключительной мерой, соразмерной последствиям — например, если использование земельного участка приводит к причинению вреда окружающей среде», — подчеркнул председатель профильного комитета.

Также Комитет предлагает ко второму чтению рассмотреть вопрос о том, чтобы решение о сносе самовольной постройки во всех случаях принималось только в судебном порядке — и в отношении жилых и садовых домов, как предложено в законопроекте, и в отношении других жилых помещений и многоквартирных домов. Иначе граждане могут быть поставлены в неравное положение с точки зрения защиты их прав на жилище.

В целом концепцию законопроекта Комитет поддерживает, предлагает принять в первом и доработать ко второму чтению, в комплексе со всем пакетом законопроектов.

Другим проектом федерального закона, рекомендованным Комитетом к приятию, предлагаются изменения в КоАП в части усиления административных мер противодействия самовольному строительству.

В настоящее время административная ответственность установлена за строительство и реконструкцию, произведенные без разрешения на строительство. Предлагается распространить ответственность и на те случаи, когда самовольное строительство или реконструкция привели к нарушению предельных параметров объекта недвижимости, установленных правилами землепользования и застройки, либо документацией по планировке территории, либо федеральными законами. За такое правонарушение последует штраф в отношении граждан — в размере от 2 до 5 тыс. рублей; должностных лиц — от 20 до 50 тыс. рублей; предпринимателей без образования юридического лица — от 20 до 50 тыс. рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн. рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Предлагается установить административную ответственность с такими же санкциями за эксплуатацию самовольной постройки, если она расположена на участке, предоставленном в аренду, или приобретенном по результатам публичных торгов с обязательством по ее сносу или приведению в соответствие установленным требованиям.

Кроме того, административная ответственность предусматривается и за неисполнение решения о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие требованиям. Санкции предполагают наложение штрафа на граждан в размере от 20 до 50 тыс. рублей или обязательные работы на срок до 50 часов; на предпринимателей без образования юридического лица и должностных лиц — штраф от 20 до 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 100 до 300 тыс. рублей.

«Законопроекты позволят усовершенствовать механизм противодействия самовольному строительству, устанавливая дополнительную защиту прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество», — подытожил Крашенинников.