Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Вячеслав Никонов: К реформам в системе образования необходимо подходить в режиме «тонкой настройки»

Вячеслав Никонов: К реформам в системе образования необходимо подходить в режиме «тонкой настройки»
Комитет Государственной Думы по образованию и науке во вторник, 18 марта, провел совещание на тему «Приоритетные направления совершенствования образовательного законодательства».

Участники совещания обсудили основные проблемы и пути решения вопросов реализации образовательных программ с использованием сетевой формы: механизм упрощения порядка лицензирования деятельности, проблемы финансирования образовательных программ; организацию обучения в форме семейного образования и самообразования.

Также в ходе совещания были подняты вопросы привлечения педагогов к непредусмотренным нормативными правовыми актами видам деятельности, включая отчетность и участие в мероприятиях, варианты оплаты и иные способы вознаграждения.

Председатель комитета Государственной Думы по образованию и науке, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Вячеслав Никонов отметил, что к реформам в системе образования необходимо подходить в режиме «тонкой настройки». «Я всегда считал, что в сфере образования, пожалуй, больше, чем в какой бы то ни было сфере, надо действовать по принципу «не навреди». Систему образования, конечно, надо реформировать, но очень осторожно, в режиме тонкой настройки, а не в режиме «махания топором направо и налево»», - сказал парламентарий.

По его словам, сегодняшнее обсуждение - один из этапов подготовки к парламентским слушаниям по вопросам, связанными со всеми уровнями образования, проведение которых запланировано на 24 июня. «Мы сделали запросы во все субъекты России с просьбой прислать проблемы и предложения, которые они видят, законодательные инициативы, которые могли бы быть реализованы. В итоге мы получили 204 предложения со стороны различных субъектов. Они отражают региональную специфику, направления общей философии госуправления в сфере образования», - сообщил Никонов.

Заместитель Председателя комитета ГД по образованию и науке Любовь Духанина (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») отметила, что указанные предложения регионов требуют работы на разных уровнях государственной власти. «Есть предложения, которые могут претендовать на поправки в законы, причем не только в законодательство об образовании. Например, есть предложения, связанные с организацией труда и поддержки наших учителей, с развитием инфраструктуры. Большинство предложений относится к ведению министерства просвещения, их 80. 44 предложения касаются регионального уровня. Достаточно большое количество предложений связано с системой лицензирования. Мы считаем, что это направление следует нам прорабатывать вместе с Рособрнадзором», - указала депутат.

Часть предложений относится к ведению министерства труда и соцзащиты, министерства экономического развития, добавила Духанина. «Есть предложение в Пенсионный фонд, оно связано с системой начисления пенсий, в условиях, когда у нас изменились названия образовательных организаций», - указала депутат.

Духанина также остановилась на вопросе совершенствования законодательства в вопросе практической подготовки обучающихся. «Закон на сегодня внесен в Госдуму членами нашего комитета. После дискуссии мы сможем учесть пожелания в нашей работе по данному законопроекту», - заметила она.

Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Михаил Мень указал, что контрольным ведомством утверждена новая стратегия, в рамках которой кроме традиционных контрольно-счетных мероприятий, заложен аудит эффективности для оценки принимаемых решений в различных отраслях, в том числе в сфере образования. «В ходе анализа мы отметили, что нормативная база, регулирующая вопросы формирования госзадания, предусматривает возможность применения ведомством коэффициентов выравнивания в целях доведения рассчитанного по нормативам объема финансирования госзаданий на уровень предусмотренного для них объема финансирования на эти цели. Порядок применения и расчета значений коэффициентов нормативно не закреплен, что создает риски необоснованного занижения (завышения) объемов финансового обеспечения», - сказал аудитор.

Второй проблемный момент, на который указал Мень, установление учредителями в госзадании для своих учреждений допустимых отклонений показателей объема и качества работ, по которым госзадание считается выполненным. «Это также потенциальная коррупционная составляющая», - заметил Мень.

По словам президента Российской академии образования Юрия Зинченко, необходимо тщательно рассмотреть вопрос правового регулирования сетевого взаимодействия в сфере образования. «С одной стороны мы понимаем, что это то - куда движется система образования, с другой – существуют риски. Самый главный риск, чтобы система сетевого взаимодействия не стала аналогичной системе псевдофилиалов, когда у нас вуз открывает много филиалов, а дальше возникают вопросы по качеству образования. Необходимо проработать механизм контроля, чтобы фактически одно другим не заменилось», - считает он. 

Также Зинченко остановился на аспекте определения ресурсов, необходимых для осуществления обучения. «Когда мы касаемся гуманитарного образования, вопрос, настолько мы готовы задействовать иностранные ресурсы, как предусматривается в законопроекте. При этом система образования является открытой, но существует вопрос содержания этих ресурсов», - указал он.