Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Доклад Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова: "Об итогах осенней (2005 года) сессии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

 

Уважаемые коллеги!

 

Завершается осенняя сессия 2005 года и половина срока полномочий депутатов четвертого созыва. В ходе осенней сессии Государственная Дума приняла 2 федеральных конституционных закона и 114 федеральных законов. Их содержание позволяет говорить о выходе на качественно новый уровень законодательного регулирования.

 

***

 

Главным для осенней сессии стало рассмотрение законопроектов, определяющих социально-экономическое развитие страны. Для нас важно, что уже на стадии определения макроэкономических показателей бюджета была учтена позиция депутатов. В результате нашей настойчивости Правительство уточнило макроэкономический прогноз на 2006 год, что позволило увеличить как доходную, так и расходную части федерального бюджета. Мы существенно повысили инвестиционную составляющую и обеспечили финансирование выдвинутых Президентом приоритетных национальных проектов. Отражение в бюджете приоритетных национальных проектов является тем шагом, который приближает бюджет к гражданам. Работа над "бюджетом развития" дала всем нам хороший опыт и уроки на следующие годы.

 

Безусловно, в связи с этим повышается значение контроля за расходованием бюджетных средств. Общество через законодательный орган вправе не только влиять на определение приоритетных бюджетных задач, но и контролировать их достижение.

 

***

 

Работая над законом "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации", мы расширили поле для совместной деятельности палат нашего Парламента. Мы и в дальнейшем будем ориентироваться на повышение роли Парламента в жизни страны. Это, безусловно, будет способствовать повышению ответственности всех органов власти перед гражданами.

 

Продолжается формирование правовых механизмов укрепления партийной системы. Принят закон, предоставляющий партиям право инициировать выдвижение кандидатуры на должность губернатора.

 

Хочу подчеркнуть, что активные и ответственные институты гражданского общества очень важны для дальнейшего развития России. Можно только приветствовать внимание общественности к ходу законодательного процесса. Среди тех законопроектов, которые наиболее активно обсуждались, хотел бы отметить поправки в законодательство о некоммерческих организациях. Работа над ними, фактически, открыла сотрудничество между депутатами Государственной Думы и членами Общественной палаты.   

 

Развивая правовую базу федеративных отношений, депутаты активно работали над законопроектами, связанными с разграничением полномочий различных уровней публичной власти.

 

В ходе осенней сессии депутаты Государственной Думы подтвердили свою позицию о неизменности принципов муниципальной реформы, и эта позиция была поддержана в субъектах федерации. Вместе с тем, для более полного учета региональных особенностей, переходный период был продлен на три года. Решение о вводе 131-го закона в действие в полном объеме будет приниматься субъектами федерации в зависимости от реальной готовности.

 

Кроме того, были приняты несколько законов, создающих дополнительные гарантии нормального течения бюджетного процесса на всех уровнях.

 

В 2006 году мы будем внимательно отслеживать ситуацию в этой сфере и при необходимости вносить законодательные коррективы в механизмы управления.

 

***

 

В этой связи, одним из важнейших направлений деятельности Государственной Думы, в том числе нашего Аппарата, является обеспечение качественной экспертизы законопроектов. Такая экспертиза должна включать и глубокую оценку перспектив последующей правоприменительной практики. Ряд событий 2005 года свидетельствуют, что мы не можем полагаться только на обещания, звучащие от представителей органов исполнительной власти.

 

Например, до сих пор нет подзаконных актов, которые бы позволили в полной мере реализовать "жилищный пакет" законов, принятый нами еще год назад:

- это создает трудности для одного из приоритетных национальных проектов – проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России";

- это создает трудности для дальнейшего совершенствования законодательства в жилищной и градостроительной сферах.

 

Считаю, что действия федеральных органов государственной власти должны осуществляться в рамках единой политики по развитию наших населенных пунктов, обеспечению граждан жильем. Хотя здесь и были увеличены полномочия других уровней власти, федеральные органы не вправе отказаться от выработки и реализации такой политики.

 

***

 

Анализируя опыт взаимодействия с Правительством в 2005 году, мы сделали для себя определенные выводы. Об этом говорит длительная работа по совершенствованию правительственных проектов Лесного и Водного кодекса. Убежден, что такое же внимание будет проявлено депутатами и при рассмотрении внесенного Правительством законопроекта "О недрах". Принятие этих законов является приоритетной задачей весенней сессии 2006 года.

 

Нам предстоит основательно проанализировать весь спектр задач и проблем, связанных с природными ресурсами и природопользованием. Сырьевая база, безусловно, является стратегическим ресурсом развития страны. Но мы должны правильно оценить предназначение этих законопроектов – оно не сводится просто к заполнению пробелов действующего законодательства.

 

Мы совершенствуем законодательство о сырьевых ресурсах, но мы не заинтересованы в закреплении сырьевого характера российской экономики. Наша цель – инновационное, инвестиционное, высокотехнологическое развитие экономики. Необходимо стимулировать увеличение глубины переработки сырья.

 

Именно на этой основе должна строиться политика государства по развитию Сибири и Дальнего Востока. Азиатско-Тихоокеанский регион быстро развивается, и Россия должна быть готова к эффективной конкуренции с другими странами этого региона. Надо наращивать темпы роста Сибири и Дальнего Востока и их вклад в валовой внутренний продукт. Мощный импульс развития Востока нашей страны может дать, в том числе, развитие его ресурсной базы. Возможности для этого есть, и мы это знаем.

 

Нужно создавать условия для инвестиций. Но нам не нужны инвестиции любой ценой. Инвестиции любой ценой – это пирамида ГКО, и мы знаем, чем она закончилась. Необходимо повысить качество роста.

 

Бюджет 2006 года обозначил основные направления работы по привлечению инвестиций. Это касается не только выбора объектов, но и происхождения привлекаемых средств. Увеличение государственных инвестиций должно привлечь значительно больший объем частных средств, в том числе из-за рубежа. Исключением из этого правила являются только определенные государством стратегические отрасли и объекты. Частно-государственное партнерство может стать важным инструментом инвестиционной политики. Необходимо развивать концепцию Инвестиционного фонда и увеличивать его объем. И не просто увеличивать, а увеличивать в разы!

 

Мы продолжили развивать законодательство об особых экономических зонах. Продлен срок действия закона об особой экономической зоне в Магаданской области. В третьем чтении принят закон об особой экономической зоне в Калининградской области, создающий новые возможности для развития области и укрепления ее экономических связей с другими субъектами федерации. Это решение связано с общей политикой государства по отношению к стратегически важному и географически обособленному региону. Чтобы обеспечить для калининградцев нормальные условия для поездок по стране, принято решение об их освобождении от уплаты пошлины за выдачу заграничного паспорта.

 

Повышая привлекательность российской экономики для инвестиций, депутаты внесли поправки в закон о газоснабжении, связанные с порядком обращения акций "Газпрома". Полагаю, это станет одним из факторов успеха новых международных проектов крупнейшей российской компании и положительно скажется на общем инвестиционном климате.

 

Одновременно с расширением государственных инвестиций, увеличением объема социальной поддержки граждан необходимы действенные антиинфляционные меры. Государственная Дума внесла свой вклад в сдерживание инфляции, в том числе приняв закон об ограничении роста тарифов естественных монополий. Мы будем внимательно следить за положением дел в этой важнейшей сфере, исходя из того, что на сегодняшний момент главным ресурсом развития для естественных монополий является повышение качества управления, а не повышение тарифов для внутренних потребителей.

 

***

Наша работа в социальной сфере стала более предметной и целенаправленной. Инвестиции в человека мы рассматриваем не только как часть социальной политики, но и как важнейшую составляющую экономической политики государства. Это инвестиции, которые обязательно и многократно окупятся. Без новых условий развития человеческого потенциала мы не можем себе представить развитие страны.

 

Депутаты сыграли решающую роль в определении механизмов финансирования двух важнейших программ: диспансеризация работающего населения и программа родильных сертификатов. Мы повысили единовременные и ежемесячные детские пособия. Все это – важные элементы демографической политики.

 

В бюджете 2006 года мы заложили средства на повышение заработных плат работникам бюджетной сферы и государственным служащим, повышение денежного содержания военнослужащим и приравненным к ним лицам. В этой связи считаю очень важным принятое решение об увеличении надбавок научно-педагогическому составу военных вузов. При этом мы ставим перед собой задачу продолжить этот процесс и существенно увеличить выплаты за ученую степень преподавателям всех высших учебных заведений.  

 

Вслед за повышением стипендий студентам вузов, депутаты увеличили размер стипендий тем, кто получает среднее профессиональное образование и начальное профессиональное образование.

 

Реализуя задачу создания благоприятных условий для наших соотечественников, депутаты приняли внесенные Президентом поправки в закон о гражданстве. Одновременно, упорядочивается миграционная  политика государства. Сегодня мы ратифицировали три важнейших соглашения в этой сфере.

 

***

 

В целом мы продолжали наращивать правовую базу международного сотрудничества. Ратифицирован ряд межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Ратифицирован договор о российско-казахстанской государственной границе и межправительственное соглашение о составе и организационно-штатной структуре российской военной базы на территории Республики Таджикистан.

 

Развитие отношений с законодательными органами власти других государств является важной составляющей внешней политики России. Укрепляя наши межпарламентские связи, мы помним о вкладе, который Россия внесла в развитие институтов народного представительства.

 

В будущем году мы будем отмечать 100-летие Первой Государственной думы, 100-летие российского парламентаризма. Важно вспомнить о наших демократических традициях, которые, к слову, намного старше. Национальные традиции являются важным фактором развития, напоминая обществу о его потенциале. Не будем забывать, что осознание общности пройденного исторического пути является фактором прочности отношений с нашими ближайшими соседями.

 

Мы являемся продолжателями работы, начатой поколениями наших предшественников и направленной на обеспечение достойной жизни граждан России и достойного места нашей страны в мире.

 

***

 

Завершая осеннюю сессию, позвольте поздравить вас с наступающим Новым годом и пожелать хорошего отдыха.

 

Осеннюю сессию 2005 года Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации объявляю закрытой.