Григорий Ивлиев: "Сохранение культурного наследия России – задача не только государства, но и всего общества"
По убеждению Григория Ивлиева, сохранение памятников истории и культуры должно стать делом не только государства, но и всего общества, каждого гражданина, как это сформулировано в статье 44 Конституции Российской Федерации: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры".
На сегодняшний день эта архиважная задача требует создания механизма реализации конституционной нормы. С этой целью депутаты Государственной Думы внесли в Государственную Думу проект федерального закона № 163864-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
До настоящего времени главным хранителем памятников истории и культуры было государство. Несмотря на увеличение расходов федерального бюджета на Федеральную целевую программу «Культура России» (2006-2011 годы) (в 2009 году всего 36,5 млрд.рублей), на работы по ремонту, реставрации, противоаварийной защите, консервации и контролю за состоянием 88 тысяч памятников истории и культуры предусмотрена лишь часть необходимых затрат.
Очевидно, что сохранить наследие возможно только при участии всего общества, а точнее, конкретных собственников – граждан и организаций, наделенных необходимыми правами и обязанностями. Законопроект позволяет создать механизм введения объектов культурного наследия в гражданский оборот, привлечь на реставрацию памятников внебюджетные средства и четко выстроить систему требований к собственникам (пользователям) объектов культурного наследия. Вводятся ограничения (обременения) прав собственников и пользователей, которые по сути являются требованиями (обязательными условиями) по сохранению памятника, его содержанию, использованию, по обеспечению доступа к объекту культурного наследия.
Установленные проектом требования должны вносится в обязательном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия, государственный кадастр недвижимости и в государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В результате этого все сделки с объектами культурного наследия смогут осуществляться только при условии выполнения установленных требований. Таким образом, исключается утрата памятника истории и культуры при смене собственника или пользователя, а пользование объектом наследия может осуществляться только с соблюдением условий его сохранения. Проектом также вводится обязательное страхование памятников истории и культуры.
Чтобы исключить принятие дополнительных подзаконных актов по реализации Закона, непосредственно в законопроект вводятся нормы прямого действия, устанавливающие:
порядок ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия;
- порядок осуществления историко-культурной экспертизы;
- порядок установления доступа граждан к объекту наследия;
- требования к использованию памятника;
- порядок осуществления государственного контроля.
Чрезвычайно важно, подчеркнул Григорий Ивлиев, что законопроект не только устанавливает для собственников и пользователей объектов истории и культуры обязанности, но и предлагает систему компенсаций и льгот тем, кто добросовестно выполняет все требования по сохранению памятников.
Проектом реализуется конституционное право граждан на доступ к культурным ценностям. В зависимости от вида, значения, историко- культурной ценности объекта культурного наследия предлагается установить публичный, ограниченный или специальный доступ к памятникам.
Законопроект предусматривает обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан участвовать в сохранении культурного наследия за счет личного участия в публичных обсуждениях заключений историко-культурной экспертизы, которое будет возможно на основе открытости и общедоступности сведений о памятниках и заключениях историко – культурных экспертиз в сети Интернет.
Пресс-служба
На сегодняшний день эта архиважная задача требует создания механизма реализации конституционной нормы. С этой целью депутаты Государственной Думы внесли в Государственную Думу проект федерального закона № 163864-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
До настоящего времени главным хранителем памятников истории и культуры было государство. Несмотря на увеличение расходов федерального бюджета на Федеральную целевую программу «Культура России» (2006-2011 годы) (в 2009 году всего 36,5 млрд.рублей), на работы по ремонту, реставрации, противоаварийной защите, консервации и контролю за состоянием 88 тысяч памятников истории и культуры предусмотрена лишь часть необходимых затрат.
Очевидно, что сохранить наследие возможно только при участии всего общества, а точнее, конкретных собственников – граждан и организаций, наделенных необходимыми правами и обязанностями. Законопроект позволяет создать механизм введения объектов культурного наследия в гражданский оборот, привлечь на реставрацию памятников внебюджетные средства и четко выстроить систему требований к собственникам (пользователям) объектов культурного наследия. Вводятся ограничения (обременения) прав собственников и пользователей, которые по сути являются требованиями (обязательными условиями) по сохранению памятника, его содержанию, использованию, по обеспечению доступа к объекту культурного наследия.
Установленные проектом требования должны вносится в обязательном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия, государственный кадастр недвижимости и в государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В результате этого все сделки с объектами культурного наследия смогут осуществляться только при условии выполнения установленных требований. Таким образом, исключается утрата памятника истории и культуры при смене собственника или пользователя, а пользование объектом наследия может осуществляться только с соблюдением условий его сохранения. Проектом также вводится обязательное страхование памятников истории и культуры.
Чтобы исключить принятие дополнительных подзаконных актов по реализации Закона, непосредственно в законопроект вводятся нормы прямого действия, устанавливающие:
порядок ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия;
- порядок осуществления историко-культурной экспертизы;
- порядок установления доступа граждан к объекту наследия;
- требования к использованию памятника;
- порядок осуществления государственного контроля.
Чрезвычайно важно, подчеркнул Григорий Ивлиев, что законопроект не только устанавливает для собственников и пользователей объектов истории и культуры обязанности, но и предлагает систему компенсаций и льгот тем, кто добросовестно выполняет все требования по сохранению памятников.
Проектом реализуется конституционное право граждан на доступ к культурным ценностям. В зависимости от вида, значения, историко- культурной ценности объекта культурного наследия предлагается установить публичный, ограниченный или специальный доступ к памятникам.
Законопроект предусматривает обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан участвовать в сохранении культурного наследия за счет личного участия в публичных обсуждениях заключений историко-культурной экспертизы, которое будет возможно на основе открытости и общедоступности сведений о памятниках и заключениях историко – культурных экспертиз в сети Интернет.
Пресс-служба