Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Наталья Комарова: Необходимо законодательно наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению, реализации планов развития нефтяного комплекса

16 июня Председатель Правительства Владимир Путин провел совещание по вопросу «О совершенствовании системы мониторинга и управления запасами полезных ископаемых и комплексного освоения нефтегазовых провинций». Выступая на совещании, Председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова отметила:

«Существующая законодательная база не дает нам полного набора инструментов для решения задач по регулированию вопросов, связанных с добычей, транспортом и переработкой нефти.

Действующие в этой области акты не всегда в полной мере учитывают специфику деятельности организаций нефтяного комплекса, а также его структурные особенности.

Так, в них не предусмотрена синхронизация планов организаций нефтяного комплекса, что создает возможности для принятия неэффективных инвестиционных решений в сегментах добычи, переработки и транспортировки по магистральным трубопроводам нефтяного сырья и продуктов его переработки, в ряде случаев, приводит к возникновению конфликтных ситуаций (например, в части того, за чей счет должно производиться увеличение мощности трубопроводной системы с целью организации дополнительных поставок нефти на НПЗ отдельных организаций).

Необходимо законодательно наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению, реализации планов развития нефтяного комплекса, включая их статус и механизм контроля за их исполнением.

Остается открытым ряд вопросов, связанных с:

- добычей попутного (нефтяного) газа (в частности, отсутствуют законодательно установленные критерии эффективности его использования на участках недр с учетом их геологических и географических особенностей);

- торговлей нефтяным сырьем и нефтепродуктами (например, специфические вопросы создания их запасов для оказания влияния на ценовую конъюнктуру);

- подключением НПЗ к системе магистральных трубопроводов;

- проблемой поставок нефтепродуктов социально-значимым категориям потребителей; и другие.

В международной практике следует обратить внимание на опыт Канады, чей нефтяной комплекс наиболее схож с российским по географическим (значительная удаленность от основных потребителей, разветвленная сеть трубопроводов) и геологическим (значительное число месторождений) признакам. В стране действует два основных закона, регламентирующих деятельность нефтяного комплекса – Закон Канады об углеводородных ресурсах и Закон Канады о деятельности в сфере нефти и газа. Первым Законом регулируются вопросы лицензирования, охраны окружающей среды, взаиморасчеты государства и недропользователей, а второй Закон направлен на регулирование деятельности организаций нефтяного комплекса непосредственно при осуществлении ими добычи и транспортировки нефтяного сырья и газа.

У нас в отношении газа реализован аналогичный подход – действует закон «О недрах» и Федеральный закон «О газоснабжении», в котором определены экономические и технологические основы правоотношений в указанной сфере; методы государственного регулирования; статус организации – собственника единой системы газоснабжения и основы отношений субъектов отрасли с указанной организацией, другие, не менее значимые, вопросы. Оба закона, не противореча друг другу, работают в своей компетенции.

Подготовка такого законопроекта для нефтяной отрасли (с рабочим названием «О нефти») по результатам совещания в Киришах поручена Минэнерго России».

Комментируя итоги совещания, Наталья Комарова сообщила, что принято решение образовать при Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы рабочую группу по мониторингу и управлению запасами углеводородного сырья. Ей поручено подготовить предложения по созданию централизованной, вертикально-интегрированной системы управления запасами полезных ископаемых для максимально эффективного комплексного освоения недр. Кроме того, Правительственной комиссии дано поручение разработать концепцию реструктуризации геологоразведочных организаций различных форм собственности.

Профильным министерствам поставлена задача разработать и представить в первом квартале 2010 года программу комплексного освоения месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края до 2020 года. Ее приоритеты - это повышение экономической эффективности освоения углеводородного потенциала этих регионов, в том числе за счет оптимального использования существующей инфраструктуры. Положения о комплексном освоении месторождений ЯНАО и севера Красноярского края будут включены в проект Генеральной схемы развития нефтяной отрасли Российской Федерации до 2020 года.

Реализация программы призвана, в том числе, обеспечить поддержание общего уровня добычи нефти и газового конденсата в России.


Пресс-служба