Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

В Государственной Думе обсуждается антикризисный отчет правительства

Председатель думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум представил позицию фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по результатам антикризисной работы Правительства Российской Федерации

 «Уважаемые коллеги!

Год, прошедший с начала кризиса, дает нам право утверждать, что в целом Правительство справилось со всеми основными вызовами. Ни по одному из параметров кризис не перешел ту грань, за которой начинаются социальные потрясения и необратимые  последствия для экономики.

Это - прямая заслуга Правительства и Комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики под руководством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации   И.И. Шувалова.

Немалое число потенциальных угроз нам удалось устранить. Предотвращен коллапс банковской системы. Остановлен рост безработицы. Стабилизировались цены. Рубль не только отстоял занятые позиции, но и укрепился. Наметился рост в ряде отраслей промышленности.

Мы внимательно рассмотрели представленный отчет. Формально он соответствует установленным требованиям. Однако в отчете отражена только одна часть процесса борьбы с кризисом – принятые меры. Но в нем не содержится оценки их эффективности, достигнутых результатов, степени их воздействия на экономические и социальные процессы.

Приведенные в отчете данные о кассовом исполнении бюджетных ассигнований за 2009 год не позволяют оценить выполнение отдельных антикризисных мероприятий:

- нет данных о распределении межбюджетных трансфертов по регионам;

- нет перечня компаний, получивших кредиты ВЭБа;

- нет перечня стратегических предприятий, получивших господдержку.

Также, на наш взгляд, необходима качественная оценка тех или иных мероприятий.

В процессе исполнения  бюджета 2009 года Государственная Дума делегировала Правительству значительные полномочия по оперативному управлению бюджетными расходами. Однако режим «ручного управления» эффективен только в случае незамедлительного доведения бюджетных ресурсов до бюджетополучателей. В условиях обычного бюджетного процесса они могли получить кредиты в коммерческих банках, поскольку банки видели, что объем средств и бюджетополучатель определены в Законе о бюджете. В условиях ручного управления у бюджетополучателей отсутствуют основания убедить банк в своей состоятельности. 

Важно упростить бюджетные процедуры, сократить их до нескольких дней, максимум – недель. Мы готовы оперативно рассмотреть все  законодательные инициативы Правительства с целью ускорения бюджетного процесса.

В рамках антикризисной программы государство оказало поддержку  системообразующим предприятиям. Теперь необходимо не только проконтролировать использование полученных средств, но и заставить руководство этих предприятий отказаться от начисления дивидендов и выплаты бонусов.

По деятельности ЦБ. Несмотря на беспрецедентные меры по поддержке банковской системы, она так и не стала главным антикризисным инвестором. Кредитование реального сектора осуществляется по остаточному принципу после фондовых и валютных спекуляций. Центральному банку необходимо проводить более жесткую политику по резкому ограничению операций коммерческих банков на валютных и фондовых рынках. Необходимо добиться от коммерческих банков выполнения их основной функции – кредитования реального сектора. 

О бюджете. Одним из важнейших решений, которые были приняты руководством страны, является расширение социальной поддержки населения, прежде всего – увеличение пенсий. Набраны колоссальные темпы роста социальных обязательств. Однако эти меры не могут быть односторонними и ограничиваться только социальными выплатами. Они должны сопровождаться интенсивным развитием и модернизацией инфраструктуры, которая является основой как социального, так и экономического развития. Речь идет о строительстве дорог, аэропортов, мостов, морских и речных портов, метро, объектов энергетики, создании современных систем связи, модернизации коммунального комплекса. Эти меры служат не только повышению качества жизни граждан, но и укреплению единого социально-экономического пространства, снижению различных издержек, и за счет этого – повышению эффективности и конкурентоспособности российских предприятий. Развитие инфраструктуры – это мощный фактор сдерживания инфляции за счет снижения издержек при производстве и доставке товаров и услуг. Без развития инфраструктуры, без ее эффективной модернизации мы лишимся фундамента, который в будущем позволит нам проводить эффективную социально-экономическую политику.

 Опережающее развитие инфраструктуры – производственной, транспортной, финансовой, институциональной – безусловная ответственность государства. И мы хотим видеть отражение этой политики в бюджете 2010-2012 гг.

Кризис на многое открыл нам глаза. Не было бы счастья, да несчастье помогло.  Он обнажил слабые стороны нашей экономики - раздутый и затратный управленческий аппарат, устаревшие технологии, недостаток инвестиций и инноваций. Возврата к докризисной «сладкой жизни» не будет. Сладкие пенки с «финансовых пузырей», закончились. Теперь надо снижать затраты, повышать производительность и качество менеджмента, внедрять инновации.

Как отметил в своей недавней статье Президент России Д.А.Медведев – «в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности».

Убежден, что реализовать поставленные Президентом задачи возможно. Но светлое будущее не возникнет из  лозунгов и призывов. Наши планы останутся  утопией, если мы уже сейчас не заложим фундамент для модернизации российской экономики, ее перевода на инновационный путь развития. Этот фундамент закладывается теми стратегическими решениями, которые  принимаются сегодня. Наша общая задача – последовательно и настойчиво претворять их в жизнь».