Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Юрий Липатов: Экономический подъем России невозможен без четкого представления о реальном состоянии энергетического комплекса

Как заявил Председатель Комитета ГД РФ по энергетике Юрий Липатов на VI профессиональном энергетическом форуме, «экономический подъем России невозможен без четкого представления о реальном состоянии энергетического комплекса. За последние десять лет в результате масштабной реформы полностью изменилась структура отрасли». По словам Ю. Липатова, Реформа дала толчок не только развитию электроэнергетики, но и другим отраслям промышленности – «практически речь идет о возрождении отечественного энергомашиностроения и электротехнической промышленности».

В результате структурной реформы и формирования системы рыночных отношений в электроэнергетике стало возможным привлечение масштабных инвестиций в отрасль. В 2008 г. Правительством РФ была утверждена Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, реализация которой выводит электроэнергетику России на новый технологический уровень. Корректировка Генсхемы из-за кризиса и внесение Правительством РФ соответствующих изменений не означает отход от принятого плана развития энергетики страны.

В соответствии с инвестиционной программой электроэнергетики на 2010 год совокупный объем инвестиций - 601,8 млрд.рублей (организации электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует Российская Федерация), а с учетом частных ОГК/ТГК - 780,2 млрд.рублей. Предусматривается ввод генерирующих мощностей в объеме 5 689 МВт, ЛЭП - 14 455 км (в том числе объектов ЕНЭС - 3043 км, региональных сетей - 11 412 км) и 15 428 МВА трансформаторных мощностей. Ключевыми вводами 2010 года являются: Богучанская ГЭС - 1 000 МВт; Калининградская ТЭЦ-2 - 450 МВт; Среднеуральская ГРЭС - 410 МВт; Шатурская ГРЭС - 376 МВт; Краснодарская ТЭЦ - 410 МВт; Челябинская ТЭЦ-3 - 220 МВт.

С целью поддержки производителей отечественного энергетического оборудования государственными энергокомпаниями были разработаны типовые положения, регламентирующие порядок предоставления преференций участникам закупок, предлагающим оборудование, работы и услуги российского производства (ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "Холдинг МРСК", ОАО "РусГидро", ОАО "РАО ЭС Востока"). В частности предусмотрены преференции в части ценовой поправки в размере до 10% стоимости заявки (ОАО "РусГидро", ОАО "РАО ЭС Востока"), упрощенное проведение аттестационных процедур и формирование технического задания на основе особенностей оборудования российского производства (ОАО "ФСК ЕЭС").

Эти преференции позволят увеличить долю отечественного оборудования при реализации инвестпрограмм ОАО "ФСК ЕЭС" с 28% до 53%, ОАО "Холдинг МРСК" с 77,5% до 79,7%. Доля отечественного оборудования по инвестпрограмме ОАО "СО ЕЭС" - 99,5%.

По мнению Липатова, «гарантированное обеспечение заказами отечественного энергомашиностроения и электротехнической промышленности позволит предприятиям этих отраслей направлять определенную часть прибыли на технологическое перевооружение с целью расширения номенклатуры производимого оборудования и замещения импортной продукции».  «Министерство энергетики и Министерство промышленности и торговли могли бы совместно подготовить предложения по определению фиксированной нормы прибыли, направляемой на эти цели, что нашло бы свое отражение в договорах на поставку оборудования, производство работ и услуг», - подчеркнул Ю.Липатов.

Особой проблемой, назвал Липатов, несовершенство методологических основ формирования устойчивых организационных структур управления в рыночных условиях, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на функционировании системы институционального обеспечения.

Главной задачей структурного реформирования предприятий электроэнергетики является, по мнению Председателя Комитета Госдумы по энергетике, «согласование объема прав и ответственности участников рынка. Система интересов участников должна быть консолидирована и приведена в соответствие с интересами предприятия как самостоятельного и целостного субъекта экономики. Осознание большинством субъектов рынка необходимости соблюдения существующих законов и принципов функционирования рыночной экономики позволит создать конкурентную среду в энергетике, эффективно распределять ресурсы и создать цивилизованный рынок».

Ю. Липатов проинформировал о работе ходе парламентского расследования причин аварии на СШГЭС и заверил: «На законодательном уровне будут прияты меры по повышению ответственности субъектов электроэнергетики. Подготовлен комплекс предложений, направленных на предотвращение подобных аварий впредь. Они найдут свое отражение в готовящемся в Государственной Думе ко второму чтению проекте федерального закона "Технический регламент "О безопасности электрических станций и сетей" и предполагаемом рассмотрении проекта федерального закона в первом чтении в октябре "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части государственного надзора за обеспечением ядерной и радиационной безопасности, включая безопасность гидротехнических сооружений и других объектов)».


Пресс-служба