Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Андрей Назаров: "Наша общая задача - провести разумную и своевременную гуманизацию уголовного законодательства"

Заседание Социально-консервативного клуба "Единой России", посвященное либерализации уголовного законодательства состоялось в ЦСКП.

Снимать нижние пределы санкций нужно только по нетяжким преступлениям и преступлениям средней тяжести. С такой инициативой выступили представители Общественной палаты РФ и правозащитного движения "Сопротивление" в рамках заседания клуба "Гражданская платформа" во вторник, 15 февраля.

Уголовные законы сегодня перестали устраивать всех. Поэтому необходимость изменений очевидна, отметила член Общественной палаты РФ, руководитель правозащитного движения "Сопротивление" Ольга Костина.

В частности, необходимы послабления в сфере экономических преступлений.

Когда речь идет об экономических преступлениях, то все поддерживают, что здесь должны применяться альтернативные формы наказания, а не тюремное заключение, подчеркнула она: "В большинстве случаев жертвы таких преступлений не кровожадны, они предпочитают получить возмещение ущерба и забыть о том, что произошло. Но ни механизма возмещения, ни регулирования этой ситуации в стране нет. Поэтому происходит либо происходит откуп преступников от наказания. Или встречная практика, когда пострадавший вымогает сумму, которая кажется ему адекватной".

На сегодняшний день Госдума приняла законопроект, который исключает нижние пределы наказаний по многим составам преступлений (более 100).

Костина выразила опасение, что таким образом будет смягчаться наказание, в том числе за некоторые преступления против личности.

Поскольку поправки распространяются на такие виды преступлений как грабеж, разбой, нанесение тяжких повреждений, повлекших смерть и т.д.

"Не представляется объективно возможным оценить такие предложения на том криминальном фоне, который мы имеем", - заявила она, добавив, что на фоне Кущевки и прочих громких преступлений, такие меры не могут быть адекватно восприняты обществом.

Она озвучила ряд предложений в целях коррекции законопроекта, который уже принят Госдумой в первом чтении.

В частности предлагается "исключить смягчение наказаний за совершение квалифицирующих видов преступлений, которые занимают доминирующее место в структуре преступности - кража, грабеж, разбой, мошенничество. Отменить исключение нижних пределов санкций за тяжкие и особо тяжкие преступления. Отменить поправку, предлагающую сужение оснований для отмены условного осуждения и УДО, поскольку она вступает в противоречие с общими правилами применения данных мер и носит коррупциогенный характер".

Доработанный ко второму чтению законопроект нужно обсудить с привлечением экспертного сообщества, считает Костина.

По ее мнению, снижение тюремного населения не должно быть самоцелью. Целью этого закона должно быть снижение количества жертв преступлений.

По мнению Костиной, законопроекты по либерализации уголовного законодательства должны проходить процедуру всенародного обсуждения по примеру закона "О полиции".

"Разгружать" тюрьмы нужно. Но этот процесс должен сопровождаться принятием комплексных мер по профилактике. Нужна также система социализации бывших заключенных, должен быть организован административный надзор, чтобы они не совершали повторные преступления, отметила она.

"Необходима совместная экспертная выработка концепции уголовной политики РФ. И Общественная палата готова предоставить свои площадки для этой работы", - заявила Костина.

В свою очередь координатор социально-консервативного клуба "Гражданская платформа", депутат Госдумы Игорь Игошин отметил: "Сегодняшнее заседание Социально-консервативного клуба "Гражданская платформа", по предложению обратившихся к нам общественных организаций, посвящено либерализации уголовного законодательства.

Вопрос предельно серьезный. Либерализация уголовного законодательства – неотъемлемый элемент реформы всей правоохранительной системы, включающей и модернизацию органов внутренних дел, и следствия, и многое другое.

Объективно говоря, либерализация уже идет. Достаточно сказать, что в первом полугодии 2010 года от уголовной ответственности было освобождено 24% обвиняемых. А к реальным срокам лишения свободы – из тех, кто совершил преступления средней и малой тяжести – приговаривались в основном лишь рецидивисты, условно-досрочно освобожденные и те, у кого не истек испытательный срок.
Однако говорить, что все проблемы в этой сфере уже решены, явно преждевременно. Их много. Так что поработать еще придется. И пример этому – готовящийся к рассмотрению во втором чтении законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс", внесенный Президентом.

Но подходить к данному вопросу необходимо максимально внимательно. Законодательством должны быть защищены права всех сторон, всех граждан: и обвиняемых, и потерпевших. Точность формулировок имеет здесь исключительное значение, ибо, как известно, "дьявол кроется в деталях". Поэтому именно перед вторым чтением, в ходе рассмотрения поправок, такое общественное обсуждение законопроекта особенно ценно. Вопрос затрагивает интересы миллионов граждан, и конструктивное обсуждение здесь необходимо".

"Наша общая задача - провести разумную и своевременную гуманизацию уголовного законодательства. В противном случае ниизбежна негативная реакция со стороны общества", заявил зампред комитета Госдумы по гражданскому, арбитражному и процессуальному законодательству Андрей Назаров.

На сегодняшний день, по его словам, речь идет скорее не о либерализации, а о модернизации уголовного законодательства, отметил он. Поскольку снижая наказание за некоторые экономические преступления, Госдума ужесточает ответственность за преступления, которые несут угрозу жизни и здоровью граждан. В частности, принят целый блок законов, направленных на усиление защиты несовершеннолетних от преступлений сексуального характера.

Вместе с тем, "пока не удалось переломить ситуацию, когда предприниматели чувствуют себя незащищенными от уголовных преследований. Настроения у бизнесменов панические", - подчеркнул Назаров. Из-за репрессивного давления уголовного законодательства большинство предпринимателей не уверено в завтрашнем дне. И многие (по некоторым данным 17%) готовы уехать за рубеж, поскольку считают, что такие репрессии могут их коснуться.

"Таким образом, цель модернизации уголовного законодательства состоит в том, чтобы граждане почувствовали, что они защищены законом", - пояснил депутат.

"Раньше, в советское время, спекуляция приравнивалась к убийству. Но сегодня в стране другая экономическая ситуация, поэтому нужно резко разделить экономические преступления и преступления против жизни и здоровья граждан", - считает Назаров.

Он напомнил, что президент внес пакет законопроектов, которые являются "шагом навстречу бизнес -сообществу, чтобы изменить репрессивное законодательство".

В частности, Госдума приняла в первом чтении законопроект, исключающий нижние пределы наказаний по многим составам уголовных преступлений (более 100).

Но часть поправок, которые, в частности, касаются отмены нижнего порога санкций по таким составам как грабеж, разбой, нанесение тяжких повреждений, вызывают сомнения.

Поэтому второе чтение законопроекта было отложено, чтобы тщательно доработать документ, отметил Назаров.

"Безусловно, мы исходим из необходимости гарантий защиты прав потерпевших. Они должны быть уверены в своей защите", - заявил парламентарий.

Смягчение уголовного наказания за экономические преступления, это еще и сигнал для правоохранительных органов, подчеркнул Назаров: "Когда мы смягчаем наказание за экономические преступления, то мы и работу правоохранительных органов перестраиваем так, чтобы они в меньшей степени занимались экономическими преступлениями и больше внимания уделяли общественной безопасности".

"Мы изучили предложения, которые разработала группа экспертов из Общественной палаты. И могу сказать, что концептуально мы поддерживаем позицию ОП", - отметил зампред думского комитета.
Таким образом, по его словам, работа над законопроектом продолжается и мнение экспертного сообщества будет учтено.

Директор департамента нормативно - правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказания Минюста Дмитрий Аристов сказал, что разгрузка тюрем не главная задача законопроекта. "Речь шла о том, что численность спецконтингента должна снизиться. Не более того", - подчеркнул он.

Представитель Минюста напомнил, что с февраля 2009 года по инициативе президента ведется комплексная работа по либерализации уголовного законодательства.

Так была, например, полностью реанимирована такая норма наказания как ограничение свободы, активно применяются электронные средства контроля и т.д. Законопроект об исключении нижних пределов наказаний за ряд уголовных преступлений - еще один шаг в этом направлении.

"Снятие нижних пределов санкций не говорит об исключении тюремного наказания, - подчеркнул Аристов. - Опасения, что преступники будут разгуливать на свободе, преувеличены". Эта мера обусловлена тем, что причина и характер преступления должны определяться судом в каждом конкретном случае, пояснил он, добавив, что все инструменты защиты потерпевших при этом остаются.

Расширение пределов санкций позволяет судьям выносить решения более объективно, считает глава думского комитета по безопасности Владимир Васильев. Он поддержал высказанную представителями ОП позицию о необходимости внести ряд корректировок в законопроект об исключении нижних пределов наказаний за ряд уголовных преступлений. Однако невозможно все проблемы уголовного исполнения решить с помощью законов, отметил Владимир Васильев.

"Здесь говорилось, что этот закон коррупционный, поскольку дает судьям большую вариативность в принятии решений. Но в более широком плане оказывается это не так. Это имеет обратный эффект. Потому что судьи, которые имеют пределы наказания "от и до", дают максимум, потому что судебное сообщество не может предъявить им никаких претензий. Человек дает максимум не потому, что он взяток не брал, а потому что он из ста дел по одному возьмет и ему хватит на год. Значит это только видимость борьбы с коррупцией", - отметил глава думского комитета.

Задача принятого Госдумой в первом чтении законопроекта - дать судьям больше возможностей при назначении уголовных наказаний. Это позволяет ввести больше критериев, более объективно оценить и учесть все обстоятельства совершения преступления, считает парламентарий. Это подтверждается и международной судебной практикой.

"В Германии, например, плечо санкций начинается от мер общественного воздействия (это по сути ничего в уголовном плане) до скажем, 8-6 лет лишения свободы. А мы за то же преступление даем от 2 до 4. И, находясь в этих рамках, судья, по сути, не может оценить ситуацию, личность преступника и т.д.", отметил Васильев. Однако совершенствовать предлагаемый законопроект, безусловно, необходимо, подчеркнул он. Например, по хозяйственным преступлениям (например, мошенничеству) нужно ликвидировать нижний порог санкций только при условии обязательного удовлетворения прав потерпевших.

Подводя итог заседания Игорь Игошин напомнил, что задача клуба - дать возможность общественной организации внести конкретные поправки в те или иные законы. И гарантировать, что прошедшие обсуждение инициативы будут учтены при работе над тем или иным документом.
"Из тех комментариев, которые сегодня дали представители профильных комитетов Госдумы, стало понятно, что найти компромисс по поводу данного законопроекта вполне реально", - заявил он.
Теперь важно эту работу довести до конца и внести на рассмотрение соответствующие поправки ко второму чтению законопроекта, отметил Игошин.

Пресс-служба фракции "Единая Россия"