Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Школкина: в Европе особое место занимают вопросы, связанные с производством экологически чистой продукции и экологического сельского хозяйства в целом

В рамках Германо-Российского диалога Надежда Школкина, депутат аграрного комитета ГД РФ в конце июня 2011 года посетила Федеральную Республику Германию с целью ознакомления с правовым регулированием экологического сельского хозяйства в ЕС и Германии. Во время визита были проведены переговоры в Министерстве защиты климата, окружающей среды, сельского хозяйства, защиты природы и прав потребителей земли Северной Рейн-Вестфалии, Федеральном министерстве продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии. Также были посещены предприятия по садоводству, фермерские хозяйства, занимающие экологическим земледелием и выращиванием свиней, мясобойни и предприятия по переработке экологически чистого мяса, супермаркеты по продаже биопродуктов.

Хочу отметить, сегодня в Европе особое место занимают вопросы, связанные с производством экологически чистой продукции и экологического сельского хозяйства в целом. Так, по итогам 2009 года экологически возделанные площади в 27 странах ЕС составляют 4,6% всех сельхозугодий или 8,3 млн.га, в Германии – 5,6% или 947,1 га. Более 22 тысяч предприятий Германии работает по экологическим нормам, объём продаж экологических продуктов питания на внутреннем рынке Германии оставляет 5,8 млрд.евро, в Норвегии – 114 млн.евро. Наибольшим спросом пользуются такие экологические продукты, как яйца, свежие овощи, картофеля, растительное масло, свежие фрукты.

Деятельность экологических сельхозпредприятий ЕС регулируются Постановлением Совета (EG) по экологическому производству и маркировке экологических продуктов, которое содержит основные цели и принципы экологического производства, правила производства в области растениеводстве и животноводства, правила переработки, маркировки, контроля, а также правила относительно импорта из третьих стран. Например, по животноводству прописываются конкретные меры по содержанию животных (размер помещений, выпас, выгул), кормлению (разрешение использования закупаемых кормов), профилактики заболеваний (антибиотики и т.п.)

Каждая страна ЕС вправе разработать свои меры поддержки экологического сельского хозяйства. Например, Правительство ФРГ поставило своей целью повышение конкурентоспособности предприятий, работающих в биоотрасли через создание надёжной правовой базы, премированием за переход на экологическое сельское хозяйство (от 210 до 900 евро/га) и за его поддержание (от 170 до 720 евро/га), стимулирование продаж через создание специализированных биомаркетов и через более высокие цены на экологическую продукцию, которая, как правило, продаётся дороже традиционной почти в 2 раза. Так, за период 2000-2007 гг. на меры поддержки было выделено в общей сумме около 100 млн.евро. Начиная с 2008 года в рамках Федеральной программы «Экологическое сельское и другие формы устойчивого сельского хозяйства» ежегодно выделяется 16 млн.евро.

Вся биопродукция подлежит обязательной маркировке. В 2001 г. Германия ввела государственный знак для маркировки биопродукции, который применяется на добровольной основе. Вся продукция, маркированная данным знаком должна полностью соответствовать требованиям Постановления ЕС по экологической продукции. С 01.07.2010 г. ЕС разработал свой логотип для биопродукции, являющийся обязательным с 01.07.2012 г. для всей расфасованной продукции.

Отдельно хочу отметить работу контрольно - надзорных органов. В соответствии с Директивой ЕС контроль за производством, торговлей и самой продукции осуществляется частными компаниями или государством. В Германии контрольно-надзорные функции осуществляют частные компании, контролируемые государством. За нарушение правил маркировки, несоблюдения правил содержания животных, использование запрещённых удобрений, а также смешение обычных и экологичных товаров товаропроизводителя ждёт наказание от предупреждения до солидного денежного штрафа и даже до общего запрета реализации такой продукции на рынке. 

В целом, экологическое сельское хозяйство играет в Европе двоякую роль: с одной стороны – это удовлетворение растущего потребительского спроса на экопродукцию, с другой – охрана окружающей среды и животных.  Основной же целью правового регулированию является укрепление доверия потребителей (если на упаковке нанесён знак «БИО», подтверждающей экологичность данного продукта, то значит это действительно БИО-продукт) и гарантия справедливой конкуренции (производитель вправе использовать маркировку «БИО», только если он соблюдает установленные правила).

Полагаю, что вопрос о необходимости разработки и принятия Закона об экологическом сельском хозяйстве актуален и для России, хотя бы потому, что оно заботиться о здоровье потребителя, обеспечивая его высококачественной продукцией, делает производственные процессы более прозрачными, вносит неоценимый вклад в окружающую среду и защиту климата.