Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Виктор Зубарев: Работа по реализации задач децентрализации бюджетных отношений вошла в активную фазу

Президентская инициатива децентрализации власти получила конкретное воплощение в работе двух созданных при Правительстве рабочих групп, возглавляемых вице-премьерами Дмитрием Козаком и Александром Хлопониным. Суть программы заключается в передаче полномочий из федерации в регионы. В состав групп вошли главы ключевых регионов в каждом федеральном округе, мэры городов, представители муниципалитетов и федеральных органов власти. На ставших регулярными заседаниях членов рабочих групп проходят обсуждения внесенных предложений и инициатив. Реформа должна стартовать уже в конце этого года. Именно в этот срок рабочие группы сформируют свои окончательные предложения, которые будут оформлены в виде законопроектов.

Член рабочей группы по финансовым и налоговым вопросам и межбюджетным отношениям, возглавляемой Александром Хлопониным, депутат Государственной Думы Виктор Зубарев рассказал о ходе реализации задач по децентрализации полномочий.

- Виктор Владиславович, расскажите, что Вы ждете от деятельности рабочей группы, членом которой являетесь?

- Прежде всего, подчеркну, что искренне рад предоставленной мне возможности работать с Александром Геннадиевичем Хлопониным. Я думаю, красноярцам не надо объяснять моих чувств. Но дело не только в этом. Я уверен, тот факт, что Александр Геннадиевич руководит группой, является залогом, того, что мы добьемся значимых результатов.

Моя позиция по вопросу межбюджетных отношений вкратце состоит в следующем. В течение 10 лет 84% всех регионов России находится в зоне убыточности, живут, в конечном итоге, на дотации, получаемые от федеральных органов власти. В них проживает 74,2% населения страны, они охватывают 87% территории России. Т.е., в логике действующей системы межбюджетных отношений 87% территории страны бедствует, сводит концы с концами только милостью федеральной власти. Это ненормально. Более того, это неправда. Большинство регионов являются дотационными не потому что бедны, а потому, что так устроена наша система межбюджетных отношений: сначала налоги собираются в общий федеральный котел, а потом из этого котла регионам выделяются пайки. В итоге, к примеру, даже Красноярский край с его несметными богатствами постоянно находится на кромке дотационности. Всё это на деле означает, что регионы и муниципалитеты не могут проводить самостоятельной финансовой политики, определять приоритеты и решать, на что тратить деньги. Они всегда находятся на поводке у тех, кто распоряжается бюджетами, выделяет субсидии и субвенции. Известны случаи, когда неугодных глав муниципальных образований губернаторы годами держат на голодном пайке, выделяя им только тот минимум средств, который позволяет оставаться в правовом поле. Но страдают то от этого не столько главы, сколько люди, превращенные в заложников разногласий между начальниками.

Безусловно, нужно резко сократить число дотационных, т.е. искусственно сделанных бедными, регионов и муниципальных образований. Более того, межбюджетные отношения нужно выстроить так, чтобы у субъектов федерации и муниципальных образований возникал избыток средств для проведения самостоятельной финансовой политики, чтобы люди на местах могли решать, на что им направить деньги. Эту позицию я отстаиваю в рабочей группе.

- И каковы шансы, что эта позиция будет воспринята Минфином, Правительством РФ?

- Мне удалось собрать группу экспертов. После серьезных обсуждений, мы конкретизировали и обосновали изложенную выше позицию, направили наши предложения А.Г. Хлопонину. Сейчас специалистами ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» подготовлен сводный доклад по предложениям членов рабочей группы. И я полностью удовлетворен тем, что наши предложения были восприняты и вошли, в сводный доклад, причем с пометкой «первоочередные меры, безусловно требующие введения». Так что, шанс есть.

- На Ваш взгляд, каким образом можно дотационные регионы превратить в финансово состоятельными?

- У нас сейчас основные налоги, к примеру НДС, поступают в федеральный бюджет. А вот в Германии, например, поступления налога на добавленную стоимость распределяются практически поровну между федеральным бюджетом и бюджетами земель: 50,5% — в федеральный бюджет, 49,5% — в бюджеты земель. Если мы введем такую норму в России, число дотационных регионов в России сократится вдвое.

Поясню на примере Красноярского края, так как лучше знаю ситуацию в этом регионе. По данным 2009 года в край возвращается в виде дотаций немногим более 2% НДС, собираемого на территории края. Если хотя бы 25% НДС сразу будет оставаться в крае, он станет не только безубыточным регионом, но получит резерв в виде 22%-23% НДС. Это более 4,5 млрд. рублей, значительная часть которых будет потрачена на нужды краевых муниципальных образований. Эти деньги край и муниципальные образования смогут тратить в соответствии со своим видением проблем и приоритетов края.

Однако речь идет о распределении между федеральным, региональным и муниципальными бюджетами не только НДС, но и других налогов – как это принято в европейских странах. Вот и считайте, насколько богаче станут регионы и муниципалитеты, если последовательно будет реализован принцип расщепления налогов по бюджетам трех уровней.

- Принцип понятен. Но почему этого не было сделано раньше?

- С одной стороны наше федеративное устройство еще не было готово к масштабным преобразованиям. С другой стороны, не секрет, что определенные силы крайне заинтересованы, в том, чтобы максимальное количество финансовых потоков шло через Москву. Но времена меняются, задача децентрализации бюджетных отношений поставлена в повестку дня. И я надеюсь, на этот раз будут приняты правильные решения, отражающие интересы большинства населения страны, а не влиятельного истеблишмента.