Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Бурматов: Перестройка системы образования – залог конкурентоспособности России

Будущее экономики России за кадровым потенциалом и только качественная перестройка системы образования может стать залогом конкурентоспособности страны. Такое мнение выразил первый заместитель председателя комитета по образованию Госдумы РФ Владимир Бурматов, комментируя статью кандидата в президенты РФ Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» в понедельник, 13 февраля.

По словам парламентария, в вопросах социальной политики, Путин не подразумевает дальнейшее развитие патернализма в стране, а главная мысль премьера заключается в следующем: тех, кто сам себя по каким-то причинам обеспечить не может, государство будет поддерживать. «Всем остальным государство будет создавать возможности. Создание новых возможностей – это лейтмотив всей статьи в «Комсомольской правде», - убежден Бурматов.

При этом в качестве двух ключевых тем, содержащихся в публикации премьер-министра, он отметил создание равных для всех возможностей и эффективную работу социальных лифтов в государства. «Это две ключевые темы», - считает депутат.

В то же время он уделил особое внимание теме образования, затронутой в статье. «Первое, что абсолютно поддерживаю – возможности и условия для получения равного качественного образования должны быть у каждого человека в нашей стране. Это мы постоянно обсуждаем, это лоббирует наш комитет и все последние поправки в закон об образовании, которые мы инициируем, направлены на это», - сообщил первый зампред комитета Госдумы.

В качестве второй отправной точки парламентарий выделил образование как социальный лифт. «Путин не рассматривает систему образования как вещь в себе. Говоря про систему образования, он, на самом деле, говорит об эффективности российской экономики. Он понимает, что будущее российской экономики не за нефтью и не газом – оно за людьми. И мы будем конкурентоспособны только в том случае, если в течение ближайшего десятилетия сможем перестроить образование таким образом, чтобы оно выпускало действительно эффективных специалистов», - подчеркнул Бурматов.

Также, по его словам, важна тема ликвидации, так называемых, «школьных гетто». «Действительно, в России сформировались такие «гетто» – школы, где учатся социально неблагополучные дети, куда родители стараются не отдавать своих детей при любой возможности. Преимущественно, там работают педагоги, которым некуда уйти или которые не очень квалифицированы. Таких школ у нас быть не должно. В любом образовательном учреждении человек должен получать равное по качеству образование», - убежден депутат.

«Видно, что Путин рассматривает школьную систему, как базовую. Он не намерен хвататься за реформирование высшего образования в отрыве от школьного. Он предлагает, в частности, делать ставку на школьное математическое образование. Это одна из наших сильных сторон. Не заниматься подтягиваем «хвостов» в отстающих сферах, а вкладываться интеллектуально и ресурсно в развитие сильных сфер, в частности, школьного математического образования, с тем, чтобы сделать ее прорывной», - пояснил Бурматов.

«Как представитель высшей школы я обратил мнение на пассаж по стипендиям», - сказал он. По мнению заведующего кафедрой политологии Российского экономического университета им. Плеханова, в статье премьера представлена «довольно емкая формулировка, которая подразумевает различную реализацию предложения по стипендиям. «Кто именно из студентов будет получать надбавку в размере около 5 тыс рублей? Я думаю, это могут быть социально незащищенные студенты, возможно, семейные студенты. Но речь, прежде всего, о качестве образования. Нужно освободить студентов младших курсов от необходимости подрабатывать для того, чтобы прокормить себя, и терять в это время качество образования», - считает Бурматов.

Тема ЕГЭ, по мнению парламентария, затронута в статье Путина неспроста – эта проблема обсуждается повсеместно в России. «Как депутат, я, встречаясь с любой аудиторией, могу сказать, что тема ЕГЭ обсуждается постоянно. При этом в любом регионе скажут: мы ЕГЭ благодарны, но есть много «но», - рассказал первый зампред профильного думского комитета. «Систему ЕГЭ нужно было опробовать. Сейчас понятны ее плюсы и очевидны ее минусы. Ими (минусами системы ЕГЭ – ред.) придется оперативно и предметно заниматься в тесном контакте с общественниками и представителями системы образования», - добавил парламентарий.

Бурматов также убежден, что идея сократить прием в вузы для того, чтобы развивать рабочие специальности, на сегодняшний день не актуальна. «Я поддерживаю позицию Путина, потому что ситуацию не переломить. Получить высшее образование сегодня – престижно, модно. С этим молодые люди связывают свою карьеру и дальнейшее благополучие, получение социального статуса. В этом нет ничего плохого. Это серьезная инъекция квалифицированных кадров в российскую экономику. Другое дело, что экономика не готова освоить этот «впрыск» молодых кадров. Пока это является фактором отставания, но может стать конкурентным преимуществом. Для этого нужно менять подходы к экономике», - считает депутат.

Кроме того, первый зампред профильного думского комитета высказался в поддержку наведения порядка в системе высшего образования в части проверки тех вузов, которые дают некачественное образование. «Фактически, многие вузы занимаются продажей дипломов в рассрочку на 4-5 лет, - посетовал Бурматов. - Причем речь идет не только о коммерческих, но и государственных вузах, которые дают из рук вон некачественное образование. Очевидно, что это в ближайшее время станет предметом работы и нашего комитета. Необходим экспертный подход к определению качества высшего образования. Оно должно быть доступным и равным для всех, оно должно быть равно качественным, а не давать равную для всех профанацию этого образования».

«Тема всей статьи – тема справедливости. И тема блока про образование – это тоже справедливость. Справедливо равный доступ всех качественному образованию, как к социальному лифту, к сфере, которая может дать тебе дальнейший импульс к тому, чтобы найти работу по специальности и дальше двигаться по карьерной лестнице, продолжая свое образование, повышая квалификацию требования к профессионалу рынок труда», - заключил парламентарий.