Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Плигин: Реформа политсистемы должна укрепить российскую государственность

Государственная Дума РФ на пленарном заседании во вторник, 28 февраля, рассмотрела в первом чтении три президентских законопроекта, направленные на реформирование политической системы России. В их числе – законопроект об упрощении регистраций политических партий, законопроект о сборе подписей для партий, участвующих в парламентских выборах всех уровней, а также сокращении количества подписей, необходимого для регистрации самовыдвиженцев в президенты РФ и кандидатов от партий. Также рассмотрен законопроект о прямых выборах губернаторов.

По словам председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина, проводить нормы, реформирующие политическую систему, необходимо в рамках конструктивного обсуждения, имея целью работы укрепление российской государственности.

«Опыт существования новой российской государственности, заложенный основными положениями Конституции Российской Федерации, не только обеспечил поступательное развитие демократических институтов нашей страны, но и вскрыл ряд проблем, свойственных любому развивающемуся демократическому обществу», - заявил Плигин.

Он напомнил, что «ценности демократического характера, не подкрепленные системой действенных гарантий, утрачивают свою популярность, что, в свою очередь, обуславливает усиление нигилистических тенденций, крайней формой проявления которых является отрицание ценности государства в качестве главенствующего элемента политической системы».

По словам Плигина, государственная власть, «пользующаяся авторитетом и социальной поддержкой большинства граждан, обладает в силу этого своеобразным кредитом доверия». «Это доверие является гарантией стабильности власти и рассматривается в качестве необходимого условия успешной реализации функций государства», - заявил парламентарий.

Плигин отметил, что, по мнению членов фракции «Единая Россия», «на формирование условий реализации такого кредита доверия и направлены три проекта федеральных законов, внесенных президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым». «Мы полагаем, что в обществе необходимо согласие, скрепленное уважением к законности. В этом контексте задача расширения политического представительства всех слоев населения во власти, на решение которой направлены данные законопроекты, представляется наиболее своевременной, отвечающей новым вызова нашего общества и необходимой для конструирования социальных институтов публичного согласия», - отметил Плигин.

Он добавил, что принятие законопроектов обеспечит присутствие «всех ранее не представленных в Государственной Думе слоев общества, но и будут способствовать, с нашей точки зрения, очень важному обстоятельству – становлению правосознания и формированию ответственного отношения к осуществлению своих прав политическими партиями и гражданами Российской Федерации».

Плигин подчеркнул, что проникновение во власть маргиналов должно предотвратить осознание своей роли новыми и действующими политическими партиями, а также их ответственность. «Здесь уместно напомнить слова Столыпина, который мудро завещал, что «власть не может считаться целью, власть – это средство для сохранения жизни, спокойствия и порядка». Мы полагаем, что обсуждение инициатив президента сформирует понимание, что здравый смысл честных политиков возобладает над разрушительной психологией отрицания государственности», - заявил Плигин.

Отметим, комитет по конституционному законодательству и госстроительству является профильным по двум законопроектам: закону, освобождающему политические партии от сбора подписей на выборах в Госдуму и представительные органы субъектов и муниципалитетов, и законопроекту о прямых выборах губернаторов.

Плигин отметил, что «вопрос сбора подписей является логическим продолжением тех процессов, которые были начаты президентом Российской Федерации в рамках реализации других законопроектов».

Закон о выборности губернаторов, по словам Плигина, содержит «такие новеллы, как избрание гражданами, институт консультаций с президентом, институт досрочного прекращения полномочий, в том числе, в результате отзыва».

Комитет полагает, что данный законопроект будет способствовать повышению ответственности избранного губернатора, обеспечению прозрачности его деятельности, а также повысит доверие граждан к избираемым органам, отметил парламентарий. Председатель комитета рассказал, что в рамках обсуждения его коллеги из разных фракций внесли ряд предложений в законопроект. В частности, «дополнительного обсуждения требует предельное количество сроков, на которые может избираться высшее должностное лицо субъекта», отметил Плигин. «Полагаем возможным, что одно и то же лицо не может занимать указанную должность более двух сроков подряд», - заявил он. Кроме того, по словам Плигина, необходимо конкретизировать пункт, предусматривающий проведение политическими партиями консультаций с президентом по поводу кандидатуры губернатора. Необходимо «определить возможные правовые последствия таких консультаций, а также их формы, порядок и условия». Плигин сообщил, что комитет предлагает предоставить право на проведение консультаций с президентом политическим партиям, представленным в Госдуме и в законодательных собраниях субъектов. «Необходимо предусмотреть нормы, расширяющие возможности президента Российской Федерации ставить вопрос об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта в связи с утратой доверия на основании выявленных фактов коррупции или неурегулированного конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных соответствующим федеральным законом о противодействии коррупции, а также дополнить эти основания возможностью отрешения от должности указанного лица в связи с утратой доверия в иных случаях нарушения требований федерального законодательства, принимая во внимание факт подтверждения судом», - заявил Плигин. Он отметил, что президентские инициативы потребуют внесения изменений в действующие законы России. В целом, по словам председателя комитета по конституционному законодательству и госстроительству, «предложения, содержащиеся в законодательных инициативах президента, а также действующие федеральные законы, создают хорошую базу для заинтересованного обсуждения всеми политическими силами проводимых реформ политической системы». Обсуждение, по мнению Плигина, «должно идти в рамках конструктивных предложений по укреплению российской государственности с уважением к нашим многовековым традициям, бережным отношениям к правам человека, к суверенитету нашего государства, что, конечно, потребует от нас и напряжения сил, и глубокой умной конструктивной ответственности для того, чтобы не допустить – говоря словами Солженицына – «не допустить национального обморока, полной потери национального сознания». «Призываю к конструктивному обсуждению и сотрудничеству в рамках обсуждения президентских инициатив, к политической ответственности, к уважению российской государственности», - заключил Плигин.