Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Кидяев: Союз российских городов – одна из наиболее авторитетных и активно работающих организаций

30 марта в Государственной Думе состоялось заседание Правления Союза российских городов, в котором принял участие Председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев.

Выступая перед собравшимися, он подчеркнул, что структура Государственной Думы в нынешнем, шестом, созыве претерпела некоторые изменения: «В результате, наш Комитет теперь ведает не только вопросами местного самоуправления, но и вопросами федеративного устройства. Думаю, что это следует расценивать только положительно».

Депутат пояснил, что теперь легче будет обеспечить комплексный подход к решению как региональных, так и муниципальных вопросов, проще согласовывать интересы субъектов федерации и муниципалитетов: «Что касается опасений, что местное самоуправление будет задвинуто в дальний угол и про него вообще забудут, то уверяю вас, этого бояться не стоит.

Мы на комитете еще в самом начале нашей работы определили муниципальную тематику как важнейшее направление. К тому же я и сам, как вы, наверное, знаете, долгое время был главой муниципального образования, и не понаслышке знаком с имеющимися на местах трудностями».

Виктор Кидяев также заявил о готовности к тесному сотрудничеству с союзами и ассоциациями муниципальных образований: «Союз российских городов – одна из наиболее авторитетных и активно работающих организаций. Такие ассоциации могут очень помочь нам в сборе материалов, обсуждениях, выявлении мнения муниципалов, подготовке конкретных предложений. Уверен, что совместными усилиями мы можем много добиться, тем более, что проблем перед нами достаточно».

По его мнению сконцентрировать усилия необходимо на решении таких проблем, как финансовое обеспечение муниципалитетов, разграничение полномочий между уровнями власти, территориальное устройство местного самоуправления, реформа бюджетных учреждений: «Главная проблема, на сегодняшний день, безусловно, финансово-экономическая слабость муниципальных образований.

Определенные просветы в этом направлении намечаются. В конце прошлого года был, наконец, расширен перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. На прошлой неделе мы приняли в первом чтении законопроект, запрещающий перекладывать на муниципальные власти расходы, устанавливаемые органами государственной власти.

В дальнейшем следует решать вопрос об отмене установленных на федеральном уровне льгот по одному из двух местных налогов – земельному. Кроме того, надо закрепить за местными бюджетами отчисления от налогов, на развитие базы которых могут влиять органы местного самоуправления: от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; от налога на прибыль организаций; от транспортного налога. При этом мы должны добиваться прямой взаимосвязи между усилиями муниципальных органов и получаемыми доходами местных бюджетов.

Еще одна важная для местного самоуправления тема – это разграничение компетенции между уровнями власти. Этой темой занимались рабочие группы под руководством Козака и Хлопонина.

Однако думаю, никто не сомневается, что правовые основы местного самоуправления в стране сформированы, и сейчас на местах ждут не новых изменений, а наоборот – стабильности законодательства. Сейчас любые изменения должны носить взвешенный, последовательный характер. Поиск оптимальной модели разграничения полномочий продолжается. В рамках этого поиска наш Комитет планирует провести 26 апреля в Думе парламентские слушания. Очень хотелось бы, чтобы эта инициатива получила отклик с мест, чтобы мы получили соответствующие предложения от руководителей наших городов, и именно крупных городов. Мы надеемся на участие в слушаниях представителей Союза российских городов.

Есть о чем подумать в плане территориального устройства местного самоуправления. Полагаю, нам еще предстоит изучать особенности работы крупных городов, их взаимодействие с пригородами. Есть ли необходимая правовая база для межмуниципального сотрудничества и не стоит ли выделить, например, новый вид муниципального образования – городскую агломерацию. Но и в этом вопросе тоже надо соблюдать меру. Как верно отметил В.В. Путин: «Местное самоуправление должно оставаться властью «шаговой» доступности – то есть муниципалитеты не должны бездумно укрупняться».

Одна из трудных и актуальных задач современного этапа – реформа бюджетных учреждений, переходный период которой истекает в июле сего года. Здесь принципиально важно не допустить ухудшения качества услуг, предоставляемых населению, и объема бесплатных услуг. Знаю, что не все вопросы этой реформы до конца ясны на местах. Но Комитет во взаимодействии с Минрегионом и Минфином, оказывает посильную методическую помощь. Очень важна здесь ваша позиция, ваши мнения и уже имеющийся у вас опыт».

Виктор Кидяев, однако, отметил, что все перечисленные проблемы решаемы. Он подчеркнул: «Да, действительно, проблем у нас немало. Но не стал бы я рисовать ситуацию с местным самоуправлением одними только черными красками, как это порой делается. Все-таки за два минувших десятилетия пройден большой путь. Местное самоуправление прочно вписалось в государственное устройство России.

Не надо забывать, что у нас своя, особенная, история, со своими сроками и темпами. И пусть не все у нас идет гладко, пусть некоторые проблемы решаются не так быстро, как нам бы хотелось, но в целом мы на правильном пути, я уверен».