Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Макаров: Нельзя строить бюджетную политику исходя из того, удастся угадать или нет цену на нефть

Макаров: Нельзя строить бюджетную политику исходя из того, удастся угадать или нет цену на нефть
Комитет Государственной думы по бюджету и налогам одобрил для принятия в первом чтении законопроект, вносящий изменения в бюджет на 2012г. Проект закона был разработан Министерством финансов РФ и внесен на рассмотрение нижней палаты правительством РФ 5 мая 2012г. Предлагаемые законопроектом изменения подготовлены с учетом результатов исполнения федерального бюджета за I квартал 2012г., а также на основании ожидаемых итогов социально-экономического развития РФ в текущем году, говорится в сопроводительных документах к проекту закона.

Как отметила в ходе заседания думского комитета заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко, самые большие изменения, которые легли в основу предлагаемых поправок в бюджет, связаны с прогнозами социально-экономического развития, макроэкономических показателей и прежде всего цены на нефть. "Структура изменения доходов несколько отличается от той структуры, которая была заложена в бюджете. Если у нас бюджет практически 50 на 50 состоит из нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, то вносимые изменения в бюджет приводят к тому, что в целом из 897 млрд руб. дополнительных доходов 808,4 млрд - это нефтегазовые доходы, которые мы прогнозируем получить", - пояснила Т.Нестеренко.

Также Т.Нестеренко уточнила, что правительство РФ предлагает направить 500 млрд из 808 млрд руб. дополнительных нефтегазовых доходов на сокращение заимствований. "Это делает нам более устойчивой конструкцию бюджета с точки зрения источников исполнения по расходам", - подчеркнула она.

Оставшиеся от общего объема нефтегазовых доходов более 300 млрд руб. предлагается направить в резервный фонд. "Это создает еще большую устойчивость бюджета в том смысле, что если даже цена на нефть снизится и составит не 115 долл. за баррель, а 110 долл. за баррель, мы сможем эти 300 млрд руб. не направлять в резервный фонд. Если же события будут развиваться еще хуже, то у нас есть ресурсы - опять-таки резервный фонд - для того, чтобы все-таки обеспечить исполнение наших обязательств", - пояснила Т.Нестеренко.

Руководитель СП РФ Сергей Степашин в ходе заседания думского комитета обратил внимание на то, что "впервые за последние годы доля нефтегазовых доходов превысит 50%". При этом он подчеркнул, что СП РФ поддерживает предложенный законопроект, а сокращение объема внутренних государственных заимствований позволит направить дополнительные финансовые ресурсы на кредитование реального сектора экономики.

Присутствующий на заседании комитета замминистра экономического развития Андрей Клепач сообщил, что Минэкономразвития уточнит прогноз по ценам на нефть на 2012 год в сентябре текущего года, но считает, что тенденция на снижение цен, заложенная в макроэкономический прогноз, верна.

"Мы исходим из того, что прогноз цены на нефть будет уточнен к сентябрю, когда прогноз (развитие экономики на 2013-2015 годы) и проект бюджета будут рассматриваться правительством и вноситься в Госдуму", - сказал Клепач.

Подводя итоги заседания, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил, что нельзя строить бюджетную политику исходя из того, удастся угадать или нет цену на нефть. "Никто не знает, какой будет цена на нефть, - заметил депутат. - Но тем важнее сформулировать бюджетное правило – какая цена на нефть будет браться как расчетная при формировании бюджета". Сейчас, по его словам, идут предложения, чтобы принималась некая средняя цена на нефть за определенный период. Минфин предлагает за 10 лет, Минэкономразвития – за 3 года. "Думаю, истина где-то посредине, но нам надо брать не максимальную цену, а среднюю, складывающуюся годами, - сказал глава думского комитета. - И тогда риски будут значительно меньше. При этом все деньги, которые будут поступать сверх этого, должны сначала идти в Резервный фонд, который необходимо установить на уровне, позволяющем в течение 2 лет поддерживать уровень экономики даже при резком падении цены на нефть".

Макаров обратил внимание, что на сегодняшний день расчетные предложения наполнения Резервного фонда – порядка 7 проц ВВП. "А когда эта подушка будет сформирована, оставшиеся деньги делились бы примерно пополам - половина средств уходила бы в Фонд национального благосостояния, как гарантия пенсионной системы, а вторая половина направлялась бы на важнейшие инфраструктурные проекты. Так что первая задача – сформулировать бюджетное правило и внести его в Бюджетный кодекс", - полагает парламентарий.

Другая задача, которая требует решения, связана с контролем качества тех проектов, которые попадают в бюджет. "Мы видим, что значительные средства возникают благодаря экономии, за счет того, что некоторые проекты просто не будут финансироваться из-за отсутствия проектно-сметной документации. А если нет проектно-сметной документации, то возникает вопрос – как они вообще попали в бюджет. Как определялись те суммы средств, которые были сегодня заложены? Так что, вторая задача – переход на финансирование через государственные программы, когда оно будет направлено уже на достижение конкретного результата", - пояснил Макаров.

Отсюда, по его словам, возникает третья задача, касающаяся роли парламента в бюджетном процессе. Депутат считает, что "парламент должен занимать гораздо более активную роль и, если бы такая активная роль у него была всегда, не смогли бы никогда провести через бюджет объекты, по которым нет проектно-сметной документации". Кроме того, глава думского комитета полагает, что парламент должен получить эффективные инструменты контроля за эффективностью расходования бюджетных средств.

"Вот три основных урока, которые можно извлечь из этого законопроекта, - подчеркнул Макаров. - С точки же зрения существа законопроекта, я думаю, что здесь нет каких-то существенных разногласий. Можно спорить по каким-то деталям, в ходе подготовки ко второму чтению, думаю, что это будет подвергнуто самому серьезному анализу, но в плане решения конкретных социальных проблем серьезных замечаний к этому законопроекту нет".