Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Москвичев: Ежегодно всеми видами пассажирского транспорта в России перевозится около 22 млрд 500 млн человек

Сегодня Государственная Дума рассмотрит в третьем чтении проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

Председатель Комитета по транспорту Е.С. Москвичев так прокомментировал значимость и необходимость принятия данного законопроекта в третьем чтении: «Мы сегодня рассматриваем в третьем чтении закон, который затрагивает всех без исключения граждан нашей страны. Это закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Ежегодно всеми видами пассажирского транспорта в России перевозится около 22 млрд 500 млн человек. При этом статистика транспортных происшествий за последние годы, с последствиями для жизни и здоровья пассажиров, не может не вызывать наше беспокойство. Хотя на лицензируемом автомобильном транспорте и существует некоторое снижение количества ДТП в 2011 году по сравнению с 2010 на 4,2%, все равно на 4316 аварий за прошлый год приходится 378 погибших и 7164 человека с травмами различной степени тяжести. По данным Росстата число происшествий на воздушном транспорте выросло более чем в 1.5 раза: с 24 в 2010 до 38 в 2011, а число погибших пассажиров увеличилось аж в 4: с 34 до 139. Не менее удручающая картина в сфере водного транспорта. При сохранении стабильных показателей аварийности на пассажирском морском и речном транспорте число жертв среди пассажиров выросло с 23 погибших на «море» в 2010 году до 54 в 2011. А на «речке» - с 3 в 2010 до 123 в 2011. С одной только «Булгарией» мы потеряли сразу 122 человека погибшими. Хотел бы напомнить, что по действующему сейчас законодательству существует парадоксальная социальная несправедливость в суммах возмещения вреда. По правилам Воздушного Кодекса пострадавшие в авиакатастрофе могут рассчитывать на компенсацию вреда их жизни и здоровью до 2 миллионов рублей, а пострадавшие на других видах транспорта - на 12 тысяч рублей по действующему еще с 1992 года Указу Президента России. По новом закону все пассажиры, их наследники, нетрудоспособные дети или родители, могут рассчитывать на одинаковый размер страховой выплаты – до 2 миллионов 25 тысяч рублей, что приближает нас к мировым стандартам.

С принятием этого закона перевозчики транспорта общего пользования должны повысить безопасность пассажирских перевозок, а в случае происшествий гарантировать пассажирам компенсацию причиненного вреда. При этом нельзя допустить резкого повышения тарифов на перевозки всеми видами пассажирского транспорта. Мы понимаем, что на практике расходы на страхование могут компенсироваться перевозчиками надбавками к действующим тарифам на перевозку. Поэтому наша с вами задача, уважаемые коллеги - исключить подобную ситуацию. Увеличение тарифа на перевозку, если таковое потребуется, не должно, обязано не ударить по карману малообеспеченных слоев населения.

При рассмотрении закона во втором чтении Правительству в лице Министерства транспорта было поручено до третьего чтения представить полный пакет проектов нормативных правовых актов, включая методику расчета страховых тарифов и их предельные значения – как максимальные, так и минимальные. К обсуждению этого важного для всех вопроса было привлечено максимальное количество профессиональных общественных организаций, в том числе, и перевозчиков, организованы дискуссионные площадки и круглые столы в регионах и Государственной Думе.

По результатам проведенной работы мы в целом остались удовлетворены работой разработчика по формированию нормативно – правовой базы, но и выявили ряд недостатков в предложенной методике расчета страховых тарифов. Понятно, что страховые тарифы должны опираться на статистику перевозимых пассажиров, число транспортных происшествий и тяжести их последствий в определенном временном интервале. Однако, предложенные разработчиками закона страховые тарифы опирались на статистику, которая не учитывала ряд особенностей перевозок, в том числе, по видам сообщения (город, пригород, межгород). Также, используемая при расчетах статистика была далека от конкретики, носила слишком обобщенный характер. Например, в сфере железнодорожного транспорта не делалось никакого различия между пассажирами поезда и гражданами, которые оказались на железнодорожных путях или переезде в собственном транспортном средстве. На автомобильном транспорте статистика не разделяла пассажиров, пешеходов и водителей – все они были причислены к "пострадавшим". Кроме того, расчеты базировались на статистических данных 2005 – 2008 гг.

23 мая в Министерстве транспорта состоялось совещание с участием представителей транспортных союзов и ассоциаций, ведущих перевозчиков под руководством фракции «Единой России». Были обсуждены существующие проблемы и была сформирована рабочая группа, в состав которой вошли страховые актуарии, представители транспортного сообщества и страхового бизнеса. Представленные экспертные заключения от крупнейших пассажирских перевозчиков убеждают нас в том, что в случае принятия закона, повышение тарифов по видам транспорта должно быть не более, чем: на 5 - 9 копеек на автомобильном городском и пригородном транспорте; на автомобильном междугороднем страховая составляющая тарифа должна укладываться в 1,5 рубля и, по сути, заменит существующий сейчас сбор по личному страхованию пассажиров. То есть, тариф на перевозку останется на прежнем уровне. Аналогичная ситуация и с другими видами транспорта. На железной дороге повышение тарифа на перевозку должно уложиться в пределах 2 рублей по маршрутам дальнего сообщения. На водном транспорте и того меньше. А для авиапассажиров вообще в тарифах ничего не должно меняться, поскольку уже сейчас воздушный транспорт застрахован на прописанные в законе страховые суммы. Что подтверждает письмо Министерства транспорта в адрес Думы.

Кроме того, дополнительной гарантией профилактики завышения тарифов является то, что в законе имеется норма, позволяющая Правительству контролировать аппетиты страховых организаций, а именно, проводить постоянный мониторинг страховых тарифов и при необходимости оперативно корректировать их предельные значения, не позволяя страховщикам бесконтрольно вести себя на этом рынке.

Обсуждение закона и методики страхования перевозчиков выявило также ряд существенных пробелов в нормативной базе, регулирующей безопасность перевозок пассажирским транспортом, и эти пробелы мы, как законодатели, обязаны устранить.

Сегодня наших детей перевозит транспорт, закрепленный не за транспортными предприятиями, а за школами, спортивными секциями, одним словом, учреждениями находящимися вне зоны правового регулирования на пассажирском транспорте. Это в итоге приводит к тяжелейшим последствиям, как недавний случай со столкновением двух автобусов, один из которых перевозил школьников, а другой - следовал с пассажирами по маршруту Москва - Махачкала, а в документах значилось: «перевозка для собственных нужд». Выводы напрашиваются сами собой.

Наконец, мы должны подумать и о том, что нельзя допускать двойной нагрузки по страхованию для пассажирских перевозчиков: в рамках принимаемого закона и ОСАГО. Мы считаем целесообразным внести изменения в действующий закон об ОСАГО, убрав из него ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров, снизив при этом тарифы или предусмотрев льготы по ОСАГО для пассажирских перевозчиков».