Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

В Госдуме рекомендовано ввести утилизационный сбор на новые и поддержанные автомобили

Думский комитет по промышленности поддержал в первом чтении проект закона о введении в России утилизационного сбора на новые и поддержанные автомобили. Соответствующие поправки будут вноситься в закон «Об отходах производства и потребления».

Как пояснил один из авторов проекта закона, первый зампред комитета по промышленности Владимир Гутенев, базовый закон будет дополнен новой статьей, регулирующей правоотношения по утилизации автомобилей, утративших свои потребительские свойства и выбывших из эксплуатации. «Утилизационные сборы предполагается взимать при выпуске новых, а также бывших в употреблении автомобилей, нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин. И только в случаях импорта единичных транспортных средств сбор будет уплачиваться физическим лицом», - рассказал Гутенев.

При этом, по его словам, вводится механизм обеспечения утилизации автотранспорта, при котором реализуется принцип «ответственности производителя» за продукцию. В.Гутенев сообщил, что, по предварительным подсчетам Министерств промышленности и торговли и экономического развития РФ, сбор за новую легковую машину может составить 20-45 тысяч рублей, за грузовую - в зависимости от категории – от 150 до 400 тысяч рублей. «К подержанным машинам будут применены повышающие коэффициенты», - подчеркнул депутат.

Введение утилизационных сборов затронет каждого россиянина, говорит депутат. «С одной стороны, сборы поставят жесткие препоны перед подержанной техникой – той, которая несет угрозу безопасности дорожного движения и экологической ситуации в стране. С другой - эта мера будет способствовать сохранению рабочих мест не только в автомобильной промышленности, но и на многочисленных предприятиях, являющихся производителями автокомпонентов», - пояснил замглавы комитета.

Владимир Гутенев также отметил, что вхождение России в ВТО предполагает значительное упрощение и удешевление доступа зарубежной автомобильной колесной техники на российский рынок. Проникновение в страну подержанных автомобилей не только из Европы, но и из Юго-Восточной Азии, пояснял он, представляется большой угрозой и для экологической обстановки в мегаполисах, поскольку более 50-ти процентов ввозимых подержанных машин не отвечают стандарту ни Евро-0, ни Евро-1, и для соблюдения безопасности при их эксплуатации. «В этих условиях первостепенное значение приобретают нетарифные меры защиты и специальные ограничения, которые в полной мере соответствуют практике стран, присоединившихся к ВТО», - подчеркнул депутат.

Но первое и наиважнейшее значение рассматриваемого законопроекта – это защита отечественных производителей, продолжал автор инициативы. К ним относятся не только российские компании, но и те почти 20-ть крупнейших мировых брендов, которые с разной степенью локализации на территории России успешно производят и реализуют рекордное, по крайней мере, для Европы, количество автомобилей. На них также распространяются те преференции, которые позволяют или брать на себя ответственность по дальнейшей самостоятельной утилизации выпускаемых автомобилей, или в централизованном порядке решать этот вопрос на этапе выпуска машин.

Как говорится в пояснительной записке, объемы требующих переработки автомобилей уже в 2013 году могут составить более 1,5 млн единиц техники в год, а к 2015 году эта цифра может составить от 2 до 2,5 млн. автомобилей в год. Параллельно с этим возникнет необходимость в переработке сопутствующих товаров, таких как аккумуляторные батареи и автомобильные шины в объемах 33 млн. и 12 млн. штук соответственно. Для обеспечения этих потребностей на всей территории страны необходимо будет строительство большого количества средних по размеру заводов по разборке вышедших из эксплуатации транспортных средств, шредерных станций и создание инфраструктуры для переработки сырья. Вместе с тем, отмечают законодатели, низкий процент вторичного использования материалов в автомобилях, поступающих в настоящее время на российский рынок, не позволяет обеспечить самоокупаемость процесса утилизации автотранспортных средств и затрат на создание соответствующей инфраструктуры.

Вступление закона в силу, в случае его принятия, предполагается с 1 августа 2012 года.