Игошин: ФКС позволит спросить чиновника: почему он планирует именно такую закупку?
Член Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Игошин о законопроекте рассматриваемом в первом чтении № 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" (в части регулирования государственных и муниципальных закупок) (внесен 07.05.12):
94-й закон – действующий закон о госзакупках – был принят как способ противодействия коррупции. Он сыграл определенную роль. И всё лучшее из него нужно, конечно, сохранить.
Однако с годами выявились и недостатки. Есть масса примеров того, как излишне бюрократизировались процедуры. Чего стоит, например, требование к археологам указывать заранее планируемые результаты полевых работ. Или попытки ученых закупить срочно требующиеся реактивы: вместо 3 дней на это уходило 6 месяцев.
Часто при закупке приоритет отдаётся снижению цены – в ущерб качеству. Тот же самый реактив, доставленный через полгода, оказывался дешевым но, увы, неподходящим. Нередко с минимальной ценой выигрывали фирмы, которые в итоге вовсе не оказывали никаких услуг.
94-й закон работает со сбоями не только в науке или социальной сфере, но и в реальном секторе. Так, тяжелая ситуация в дорожном строительстве. Достаточно упомянуть недавнюю историю в Приморье, где только что построенную к саммиту АТЭС дорогу размыло дождём.
Наконец, действующий закон регламентирует только процедуру закупки. Но за скобками остается вопрос, нужна ли вообще такая закупка. Как и то, каков же ее результат, и кто за него ответит. В итоге потери при госзакупках достигают 1 трлн. рублей в год Поэтому сейчас для всех очевидно: необходима новая система закупок. Именно её закон о Федеральной контрактной системе и создаёт.
ФКС регулирует не только правильность процедуры закупки. Она, прежде всего, позволит спросить чиновника: почему он планирует именно такую закупку? Она создаст механизмы формирования нормальных начальных цен. Она поможет решить проблему демпинга и отсекать недобросовестных поставщиков.
Обществу, наконец, просто нужен закон, который позволит задать чиновнику, закупившему, скажем, золотой унитаз, вопрос: помогло ли его использование решению поставленных перед ведомством задач? Пусть публично доказывает! И если не помогло – привлечь к ответственности.
В Рабочей группе по подготовке законопроекта участвовали представители всех фракций и ключевых ведомств. У нас была абсолютно конструктивная работа. И решения принимались, практически, по принципу консенсуса. Это значит, что мы можем решать такие сложные вопросы на профессиональном уровне, без политизации. Поэтому я призываю всех депутатов и поддержать законопроект, и в то же время – подключится к содержательной работе над ним; над поправками, которые очевидно нужны. С тем, чтобы 5 триллионов, которые ежегодно выделяются на госзакупки, приносили людям реальную пользу.
Справка: Законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента РФ от 28.03.11 и направлен на повышение качества правового регулирования отношений, связанных с прогнозированием и планированием государственных и муниципальных закупок, проведением процедур отбора поставщиков (исполнителей, подрядчиков), мониторингом, надзором, контролем и аудитом результатов исполнения контрактов. Предусматривается:
- открытый доступ к информации, размещаемой на официальном сайте в сети "Интернет" о планах закупок и результатах аудита контрактов, а также обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта;
- введение институтов общественного контроля за государственными закупками и контрактной службы заказчиков – подразделения отвечающего за реализацию всего цикла закупок;
- расширенный перечень процедур определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом дополнительных требований к участникам процедур закупок и методов определения начальной (максимальной) цены контракта. Предусматривается 8 расчетных методов определения заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, способствующих объективному учету особенностей ценообразования для различных видов товаров (работ, услуг). Основной способ выбора исполнителя – открытый одноэтапный конкурс. Электронный аукцион сохраняется только для закупок простых, типовых товаров. Для размещения заказов на высокотехнологичную инновационную продукцию предусматриваются следующие способы: конкурс с ограниченным участием; двухэтапный конкурс; закрытый конкурс с ограниченным участием; закрытый двухэтапный конкурс;
- введение антидемпинговых мер - установление обязанности участника при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25% или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, представить соответствующие расчеты и обоснования. Вступление ФЗ в силу по истечении 1 года после дня его официального опубликования. Устанавливаются переходные положения до 01.01.15.
94-й закон – действующий закон о госзакупках – был принят как способ противодействия коррупции. Он сыграл определенную роль. И всё лучшее из него нужно, конечно, сохранить.
Однако с годами выявились и недостатки. Есть масса примеров того, как излишне бюрократизировались процедуры. Чего стоит, например, требование к археологам указывать заранее планируемые результаты полевых работ. Или попытки ученых закупить срочно требующиеся реактивы: вместо 3 дней на это уходило 6 месяцев.
Часто при закупке приоритет отдаётся снижению цены – в ущерб качеству. Тот же самый реактив, доставленный через полгода, оказывался дешевым но, увы, неподходящим. Нередко с минимальной ценой выигрывали фирмы, которые в итоге вовсе не оказывали никаких услуг.
94-й закон работает со сбоями не только в науке или социальной сфере, но и в реальном секторе. Так, тяжелая ситуация в дорожном строительстве. Достаточно упомянуть недавнюю историю в Приморье, где только что построенную к саммиту АТЭС дорогу размыло дождём.
Наконец, действующий закон регламентирует только процедуру закупки. Но за скобками остается вопрос, нужна ли вообще такая закупка. Как и то, каков же ее результат, и кто за него ответит. В итоге потери при госзакупках достигают 1 трлн. рублей в год Поэтому сейчас для всех очевидно: необходима новая система закупок. Именно её закон о Федеральной контрактной системе и создаёт.
ФКС регулирует не только правильность процедуры закупки. Она, прежде всего, позволит спросить чиновника: почему он планирует именно такую закупку? Она создаст механизмы формирования нормальных начальных цен. Она поможет решить проблему демпинга и отсекать недобросовестных поставщиков.
Обществу, наконец, просто нужен закон, который позволит задать чиновнику, закупившему, скажем, золотой унитаз, вопрос: помогло ли его использование решению поставленных перед ведомством задач? Пусть публично доказывает! И если не помогло – привлечь к ответственности.
В Рабочей группе по подготовке законопроекта участвовали представители всех фракций и ключевых ведомств. У нас была абсолютно конструктивная работа. И решения принимались, практически, по принципу консенсуса. Это значит, что мы можем решать такие сложные вопросы на профессиональном уровне, без политизации. Поэтому я призываю всех депутатов и поддержать законопроект, и в то же время – подключится к содержательной работе над ним; над поправками, которые очевидно нужны. С тем, чтобы 5 триллионов, которые ежегодно выделяются на госзакупки, приносили людям реальную пользу.
Справка: Законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента РФ от 28.03.11 и направлен на повышение качества правового регулирования отношений, связанных с прогнозированием и планированием государственных и муниципальных закупок, проведением процедур отбора поставщиков (исполнителей, подрядчиков), мониторингом, надзором, контролем и аудитом результатов исполнения контрактов. Предусматривается:
- открытый доступ к информации, размещаемой на официальном сайте в сети "Интернет" о планах закупок и результатах аудита контрактов, а также обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта;
- введение институтов общественного контроля за государственными закупками и контрактной службы заказчиков – подразделения отвечающего за реализацию всего цикла закупок;
- расширенный перечень процедур определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом дополнительных требований к участникам процедур закупок и методов определения начальной (максимальной) цены контракта. Предусматривается 8 расчетных методов определения заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, способствующих объективному учету особенностей ценообразования для различных видов товаров (работ, услуг). Основной способ выбора исполнителя – открытый одноэтапный конкурс. Электронный аукцион сохраняется только для закупок простых, типовых товаров. Для размещения заказов на высокотехнологичную инновационную продукцию предусматриваются следующие способы: конкурс с ограниченным участием; двухэтапный конкурс; закрытый конкурс с ограниченным участием; закрытый двухэтапный конкурс;
- введение антидемпинговых мер - установление обязанности участника при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25% или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, представить соответствующие расчеты и обоснования. Вступление ФЗ в силу по истечении 1 года после дня его официального опубликования. Устанавливаются переходные положения до 01.01.15.