Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Госдума введет утилизационый сбор на новые и поддержанные машины

Госдума в пятницу, 22 июня, намерена рассмотреть в первом чтении поправки в закон «Об отходах производства и потребления», предполагающие введение в России утилизационного сбора на новые и подержанные автомашины.

Как рассказал один из авторов законопроекта, первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев, инициатива является одной из компенсационных мер для минимизации возможных рисков при вступлении России в ВТО. "Введение утилизационного сбора продиктовано необходимость защиты внутреннего рынка и сохранением рабочих мест в отечественном Автопроме при присоединении к ВТО», - заявил депутат.

Гутенев пояснил, что базовый закон предлагается дополнить новой статьей, «регулирующей правоотношения по утилизации автомобилей, утративших свои потребительские свойства и выбывших из эксплуатации». «Утилизационные сборы предполагается взимать при выпуске новых, а также бывших в употреблении автомобилей, нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин. И только в случаях импорта единичных транспортных средств сбор будет уплачиваться физическим лицом», - сказал Гутенев.

При этом, по его словам, вводится механизм обеспечения утилизации автотранспорта, при котором реализуется принцип «ответственности производителя» за продукцию. Замглавы комитета сообщил, что, по предварительным подсчетам министерств промышленности и торговли и экономического развития РФ, базовая ставка за новую легковую машину может составить 20-45 тыс рублей, за грузовую - в зависимости от категории – от 150 до 400 тыс рублей. «Коэффициент утилизационной трудоемкости легковых автомобилей не более 10 пассажирских мест, при массе не более трех тонн, с объемом двигателя не более 1,3 литров составит 0, 5, то есть веичина сбора будет 10 тысяч рублей. Для автомобилей с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 литров — 1, а свыше 3,5 литров — 3,5—3,6», - пояснял Гутенв. Он также добавил, что в отношении поддержанных автомобилей будут применять повышенные – примерно в 4 раза - коэффициенты.

Гутенев также отметил, что вхождение России в ВТО предполагает значительное упрощение и удешевление доступа зарубежной автомобильной колесной техники на отечественный рынок. Проникновение в страну подержанных автомобилей не только из Европы, но и из Юго-Восточной Азии, пояснял он, представляется большой угрозой и для экологической обстановки в мегаполисах, поскольку более 50 проц ввозимых подержанных машин не отвечают стандарту ни Евро-0, ни Евро-1. «В этих условиях первостепенное значение приобретают нетарифные меры защиты и специальные ограничения, которые в полной мере соответствуют практике стран, присоединившихся к ВТО», - подчеркнул депутат.

Как говорится в пояснительной записке, объемы требующих переработки автомобилей уже в 2013 году могут составить более 1,5 млн единиц техники в год, а к 2015 году эта цифра может составить от 2 до 2,5 млн автомобилей в год. Параллельно с этим возникнет необходимость в переработке сопутствующих товаров, таких как аккумуляторные батареи и автомобильные шины в объемах 33 млн и 12 млн единиц соответственно. Для обеспечения этих потребностей на всей территории страны необходимо будет строительство большого количества средних по размеру заводов по разборке вышедших из эксплуатации транспортных средств, шредерных станций и создание инфраструктуры для переработки сырья. Вместе с тем, отмечают законодатели, низкий процент вторичного использования материалов в автомобилях, поступающих в настоящее время на российский рынок, не позволяет обеспечить самоокупаемость процесса утилизации автотранспортных средств и затрат на создание соответствующей инфраструктуры.

Вступление закона в силу, в случае его принятия, предполагается с 1 августа 2012 года. Авторы предлагают Госдуме рассмотреть его по ускоренной процедуре с тем, чтобы окончательно одобрить его до конца весенней сессии /15 июля/.