Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Сафаралиев: Закрепление права выбора русского языка, как родного и введение экзамена по истории третьим обязательным в ЕГЭ – этапы комплексного подхода к стратегии национальной политики

В Государственной Думе в понедельник состоялись парламентские слушания на тему «Стратегические подходы к законодательному и ресурсному обеспечению государственной национальной политики Российской Федерации».
 
Председатель комиссии Государственной Думы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев, выступая на слушаниях, в частности отметил: «Перед лицом вызовов и угроз XXI века мы должны с особым вниманием относиться к задаче сохранения этнического, религиозного и культурного многообразия России, а также сделать позитивную энергию взаимодействия наших народов мощным инструментом развития страны.
 
Эти масштабные задачи вряд ли будут реализованы, если к делу законодательного обеспечения межнациональных отношений не будет применен комплексный, системный подход. На практике это должно означать выкладку четкого плана действий по законодательному и ресурсному обеспечению всех направлений государственной национальной политики.
 
Назову и прокомментирую наиболее важные из них.

Первый – это совершенствование государственного управления и федеративных отношений. Россия – не только многонациональное, но и федеративное государство, причем часть субъектов Федерации в свое время были сформированы по национальному принципу. В этой связи национальную политику нельзя формировать в отрыве от региональной политики. Представляется целесообразным внести изменения в федеральное законодательство в части наделения органов власти различных уровней соответствующими полномочиями. Кроме того, работа в целом после утверждения стратегии должна пойти по пути создания уполномоченных по вопросам реализации национальной политики в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
 
Второе направление – это развитие системы образования, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, поддержка государственного языка и языков народов России. Сегодня в системе образования функционируют языки следующих статусов: русский язык, как государственный язык Российской Федерации, государственные языки республик Российской Федерации, и родные языки. Из логики Конституции Российской Федерации следует, что говоря о родном языке, мы имеем в виду язык из числа языков народов Российской Федерации, включая и русский язык. Однако право выбора русского языка в качестве родного языка часто не реализуется. Получается парадоксальная ситуация: русский для русских не рассматривается в качестве родного. Предлагаем уточнить и дополнить статус языков народов России.
 
Говоря о патриотическом воспитании, многие предлагают вводить специальные уроки патриотического воспитания. Но по опыту своей преподавательской деятельности могу сказать, что специальные уроки в высшей и средней школе ничего не дадут – на них просто ходить не будут. А вот уроки истории, если придать им определенный воспитательный момент – потому что там есть много положительных примеров, есть, на чем воспитывать – помогут воспитывать настоящих патриотов. Хотелось бы внести предложения – сделать историю третьим обязательным предметом в Едином государственном экзамене (ЕГЭ). Если история станет третьим обязательным предметом в ЕГЭ, естественно, изменится и объем изучения, и отношение к этому предмету, и я вас уверяю, мы получим необходимый воспитательный эффект».