Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Школкина: В современной России еще не было такого единого, системного документа как Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности

Сегодня, 24 декабря, проходит заседание коллегии Минесельхоза, где обсуждаются вопросы "О мерах реализации Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ до 2020 года".

Заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина ("Единая Россия"):

В современной России еще не было такого единого, системного документа как Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности. Появление же сейчас такого документа говорит о том, что сегодня государство делает акцент не только на производстве сельхозпродукции, но и ее переработку. Охватывается широкий сегмент рынка, поскольку, пищевая и перерабатывающая промышленность в  совокупности с подотраслями сельского хозяйства по общему объему производства продукции занимают второе место в экономике страны.

Всю пищевую и перерабатывающую промышленность можно разделить на три категории: Первая - предприятия, чье техническое и технологическое оснащение находится на крайне низком уровне. К ним, в первую очередь, можно отнести мукомольную, хлебопекарную и консервную промышленности. Вторая - предприятия, на которых проведено техническое перевооружение, к коим можно отнести масложировую и кондитерскую отрасли. Третья - предприятия, находящиеся под контролем транснациональных корпораций, оснащенные самым современным оборудованием, где уровень менеджмента соответствует мировым стандартам. К ним можно отнести пивоваренную и соковую промышленности.

Самая тяжелая ситуация, характеризующаяся высокой степенью изношенности оборудования, достигающей порой 80%, а также значительными энергозатратами, высокой себестоимостью продукции и низкой рентабельностью (мукомольная - 1%, хлебопекарная - 4-6%), создалась в первой категории предприятий. В связи с этим депутаты дважды выходили с законопроектом, предусматривающим выделение сельхозтоваропроизводителям субсидий из федерального бюджета до 35% на приобретение ими новой техники или нового технологического оборудования. Аналогичные программы уже приняты в ряде регионов, и сыскали хорошие отзывы со стороны сельхозпроизводителей.

Вторая категория – предприятия, построившие новые производства, оснащенные современным оборудованием, способные выпускать качественную продукцию. Вместе с тем, сложившийся не в пользу сельхозтоваропроизводителей диспаритет цен, высокие ставки по кредитам, монополия розничных сетей на рынке загоняют предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности в так называемую долговую кабалу, что делает отечественное производство неконкурентоспособным с точки зрения себестоимости продукции и их финансовой устойчивости.
 
Аналогичная ситуация складывается в целом по АПК, где ссудная задолженность по разным оценкам составляет до 2 трлн рублей, а кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 4,4 раза, что делает невозможным привлечение дополнительных средств в отрасли так необходимых для дальнейшего развития.

Поэтому депутаты Госдумы поддерживают инициативу Минсельхоза о внесении изменений в закон «О развитии сельского хозяйства» в части касающейся  распространения мер государственной поддержки и на предприятия перерабатывающей промышленности.

Необходимо рассмотреть вопрос о сложившейся финансовой ситуации, так как в последнее время в Госдуму все чаще поступают сигналы о критическом финансовом положении в отрасли. Полагаем, что нам после всестороннего обсуждения данного вопроса возможно придется выйти с законопроектом о списании или реструктуризации на 20 лет кредиторской задолженности сельхозпроизводителей в первую очередь по кредитам, выданным, в том числе на ликвидацию последствий засухи и на модернизацию АПК.

Меры господдержки, в том числе пищевой и перерабатывающей промышленности, не должны сводиться только к финансовой помощи. Необходимо использовать разрешенный в условиях ВТО широкий набор инструментов: законодательное регулирование, установление стандартов качества продукции, налоговые льготы и др.

В частности, в ближайшее время необходимо внести поправки в закон «О развитии сельского хозяйства» о распространении мер государственной поддержки и на переработчиков сельхозпродукции. Кроме того, необходимо разработать и утвердить Программу технической и технологической модернизации АПК.

Необходимо внести поправки в Налоговый кодекс и включить все пищевые продукты (за исключением алкогольной продукции и табачных изделий) в перечень продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 10%.

Очень актуальны изменения в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части  обеспечения прямого доступа в торговые сети продукции сельхозтоваропроизводителей, ограничения  надбавок и  торговых наценок на социально-значимые товары, важно также ввести норму, ограничивающую возврат торговыми сетями социально-значимых товаров, не проданных до истечения срока годности.

Актуально также разработать и утвердить Федеральную целевую программу «Развитие кадрового потенциала АПК», так как уже сегодня АПК испытывает острый дефицит в специалистах и управленческих кадрах.

Важно разработать меры, стимулирующие спрос на отечественную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках, в том числе через осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд исключительно у отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, а также через специальные программы поддержки покупательского спроса населения, в том числе через социальные карты, предоставления грантов органам социального обеспечения.

Очень актуально создать Агентство по продвижению российской продукции на внешние рынки (частичное финансирование мероприятий по продвижению товаров: выставки, семинары, помощь в получении сертификатов) и наделить его полномочиями по оперативному принятию решений в случае недобросовестной конкуренции со стороны других участников.