Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Школкина: 45 тысяч населенных пунктов не имеют постоянной связи с сетью автодорог

Комитет Госдумы по аграрным вопросам обсждает состояние и перспективы строительства дорог в сельской местности. Заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина ("Единая Россия") сообщила:

- В сельской местности проживает около 27 % населения страны. В отличие от городского населения, проживающего компактно, сельское население размещается по всей территории страны. Сегодня 45 тыс. населенных пунктов не имеют постоянной круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования; более 64 тыс. населенных пунктов остаются без автобусного сообщения.

Потери от бездорожья в ценовом выражении составляют по экспертным оценкам более 28 млрд. рублей и существенно влияют на финансовую устойчивость сельскохозяйственных предприятий и на конкурентоспособность продукции.

Затраты на перевозки по грунтовым дорогам в 2 раза выше, чем по дорогам с твердым покрытием, по экспертным оценкам размер такой составляющей доходит от 7% до 25% в структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» идет строительство сельских автомобильных дорог (дороги местного значения), т.е. строительство автомобильных дорог к сельским населенным пунктам. Однако, только 44 субъекта Российской Федерации смогли в 2012 году принять участие в реализации программы. По состоянию на сегодняшний день соглашения заключены лишь с 36 субъектами РФ.

Основными причинами этому, в первую очередь, служат слишком завышенные требования к критериям строительства дорог. Если расстояние до деревни больше 5 км (хотя бы на 50 метров) и в ней проживает 124, а не 125 человек, как это требует программа, то население таких деревень в настоящее время не может рассчитывать на господдержку из федерального бюджета.

К тому же существующая методика расчета субсидий, выделяемых субъекту РФ, не учитывает уровень бюджетной обеспеченности региона; дифференциацию субъектов Российской Федерации по уровню сельхозпроизводства и обеспеченности автодорогами сельской местности, а также перспективы развития сельхозпроизводства и сельских населенных пунктов.

Долгая и сложная процедура согласования перечней объектов строительства сельских автодорог, занимающая иногда более года, еще больше тормозит процеcc принятия решения.

В связи с этим, многие эксперты, а также представители субъектов РФ предлагают отменить критерии, касающиеся численности и протяженности дороги, упростить процедуру согласования и утверждения перечня дорог, передав эту функцию субъектам России, а также рассмотреть дифференцированный подход к строительству дорог в сельской местности, так как возможно в том регионе и в той местности не всегда нужна дорогостоящая дорога с асфальтовым покрытием.