Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Поневежский: Прокурорам вернут право получать сведения о состоянии здоровья граждан

Внесение изменений в статью 10 ФЗ «О персональных данных» и статью 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» позволит устранить неоправданные затруднения при осуществлении прокурорского надзора и повысить его эффективность, считает Член комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Поневежский:

«С момента вступления в силу федеральных законов «О персональных данных» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прокуроры утратили возможность при осуществлении надзорных полномочий получать сведения о состоянии здоровья граждан, составляющие врачебную тайну и являющиеся персональными данными, так как действующие редакции указанных законов содержат исчерпывающие перечни оснований, когда предоставление таких сведений допускается при отсутствии согласия гражданина или его законного представителя, и запрос прокурора в эти перечни не входит. Между тем, при осуществлении надзора за исполнением законов, особенно в сфере соблюдения законодательства об охране здоровья, о государственной социальной помощи, о социальном страховании, в ходе проводимых органами прокуратуры проверок исполнения законодательства об оружии, о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, о безопасности дорожного движения, в сфере жилищного законодательства, законодательства о труде, об образовании и в ряде других случаев зачастую возникает необходимость получения из медицинских учреждений сведений о состоянии здоровья граждан, в частности о лицах, страдающих наркоманией, алкоголизмом, имеющих психические расстройства и состоящих на соответствующем учете».

Многочисленные нарушения выявляются в ходе проверок законности выдачи разрешений на оружие и водительских прав гражданам, страдающим психическими заболеваниями, отметил Поневежский. «Без необходимой информации из медицинских учреждений прокурорские проверки в данной сфере малоэффективны», - отметил он.
Итоги проведенных проверок органами прокуратуры в 2012 году указывают на значительное увеличение количества нарушений в сфере законодательства об охране здоровья, сообщил депутат. Всего в 2012 году выявлено 86756 нарушений законодательства в области здравоохранения, по которым внесено 14296 представлений об устранении нарушений действующего законодательства, а также предъявлено 12060 исков (заявлений) в суд в интересах граждан. Но при этом, зачастую, невозможность получения прокурорами информации о состоянии здоровья гражданина в разы снижает эффективность, полноту и объективность проводимой проверки.

«Сейчас, в летний период, когда обостряется эпидемиологическая обстановка, растет травматизм, прокурорский надзор в этой сфере особенно актуален. При этом Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», законы «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» прямо возлагают на прокуроров обязанность осуществлять прокурорский надзор за соблюдением законов в том числе в части, касающейся оказания гражданам медицинской помощи, дают прокурорам право запрашивать необходимые сведения», - заявил Поневежский.

«Таким образом, возникает определенная правовая коллизия, так как при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов прокуроры в соответствии с федеральным законом «О прокуратуре РФ» вправе иметь доступ к такого рода информации. А в связи с отсутствием прокуратуры в перечне органов, имеющих право на доступ к указанной информации без согласия гражданина или его законного представителя, такие сведения им предоставляться не могут. Это зачастую затрудняется проведение всесторонней и полной проверки, так как в этой ситуации оперативное получение прокурором дополнительного формализованного письменного согласия на обработку данных затруднительно, а иногда и невозможно (например, при проведении проверки в случае нарушения законным представителем прав недееспособного лица). Внесение предлагаемых нашим законопроектом изменений позволит устранить неоправданные затруднения при осуществлении прокурорского надзора и повысить его эффективность».

Вряд ли эти изменения повлекут злоупотребления со стороны прокурорских работников, считает парламентарий: «Во-первых, следует подчеркнуть, что такие сведения могут быть получены только в рамках конкретного мероприятия, при наличии конкретного повода, при этом на прокурорских работников возложена обязанность соблюдать конфиденциальность данных, а в случае разглашения предусмотрено увольнение прокурорского работника». В частности, законопроектом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривается запрет на разглашение сведений конфиденциального характера. Кроме того, согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» в случае разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, прокурорский работник может быть уволен по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры, напомнил он.