Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Никонов обозначил основные направления работы над законодательством в сфере образования

Сегодня, 31 января, в Государственной Думе состоялось заседание Совета по образованию и науке при Председателе Госдумы. Выступая на заседании, председатель Комитета по образованию Вячеслав Никонов отметил:

- 1 сентября 2013 года выступили в силу два закона в сфере образования: базовый – «Об образовании в РФ» и сопутствующий. Самое главное - это то, что серьезных рекламаций в закон в целом не поступило. То есть закон работает.

Сейчас мы видим целый ряд разделов, который я назвал бы спящими - пока они не в полной мере реализуются по разным причинам, я назову лишь несколько. Это, во-первых, сетевое взаимодействие образовательных организаций, это применение электронного обучения дистанционных образовательных технологий, формирование электронных библиотек, это профессиональная общественная аккредитация образовательных программ. Хотелось бы надеяться, что эти нормы спят пока, по крайней мере мы видим достаточно серьезный интерес в обществе к реализации этих положений закона об образовании.

По ряду направлений ведется тонкая настройка - это законопроекты, исправляющие ряд моментов, которые вызвали и резонанс в обществе, и инициативы.

Надо сказать, что в плане законопроектной работы Правительства Российской Федерации на 2014 год нет ни одного законопроекта, который бы вносил изменения в закон «Об образовании». Вместе с тем за время, прошедшее с момента принятия закона, в Госдуму внесен уже 31 законопроект. Практически все они касаются уточнения прав обучающихся, экономики образования и в незначительной степени вопросов организации учебного процесса. При этом часть уже рассмотрена, по 25-ти законопроектам работа продолжается.

Во-первых, 24 января Госдума приняла закон о предоставлении льгот при приеме на программы бакалавриата и специалитета детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Второе - проблема расчета платы за проживание студентов в общежитиях. Проведенный летом 2013 года мониторинг показал, что в вузах произошло заметное увеличение платы за проживание в общежитиях, в результате в Госдуму были внесено три законопроекта об уточнении порядка расчета платы. Была проведена большая работа и с министерствами, и во фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ", я надеюсь, что уже в феврале мы рассмотрим в первом чтении соответствующие поправки и в закон об образовании, и в Жилищный кодекс РФ.

Третья законодательная инициатива связана с предоставлением студентам права бесплатного посещения государственных и муниципальных музеев. Мы реализуем это право через поправки в закон о культуре - в первом чтении законопроект уже принят, сейчас ведется подготовка ко второму чтению, которое состоится уже в феврале. Я надеюсь, что закон в целом будет также принят в феврале.

Четвертое, предстоит обсуждение поправок ко второму чтению в связи с принятием поправок о требованиях к одежде обучающихся. Действительно, большой вопрос, вызывающий серьезный интерес, большие экономические последствия - по оценкам ряда экспертов расходы на приобретение школьной формы будут составлять до 30 млрд рублей.

Пятая инициатива связана с предложениями дополнить закон об образовании нормами о поощрении обучающихся за высокие достижения в обучении. В законе пока установлено, что есть такое право - поощрение, но механизма реализации этого права нет, к тому же Минобрнауки в сентябре отменило вручение лучшим ученикам золотых и серебряных медалей по окончании школ. Ситуацию надо поправлять, и мы готовим соответствующие предложения.

Еще одно направление - участие комитета в работе над подзаконными актами. Например, 5 августа Правительством Российской Федерации было принято постановление об осуществлении мониторинга системы образования, согласно которому отчеты о результатах мониторинга в Правительство представляются не позднее 25 декабря года следующего за отчетом, а публикуется отчет еще спустя месяц, то есть мониторинг за 2012 год мы сможем увидеть только в начале 2013 года. Представляется, что это слишком большой срок, вероятно, это надо делать более оперативно.

Благодаря поправке, внесенной Председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным, появилась норма о том, что Правительство Российской Федерации ежегодно представляет Федеральному Собранию доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публикует его на официальном сайте. Но, к сожалению, до сих пор мы не имеем никакой информации о том, как Правительство реализует эту норму, поэтому приняли решение рассмотреть в апреле на заседании комитета специальный вопрос - о докладе Правительства о реализации государственной политики в сфере образования и надеемся, что министерство примет самое деятельное участие в его подготовке.

Что потребуется для реализации положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в части совершенствования системы образования.
Мы здесь видим три основные задачи. Первая - уже называвшаяся проблема упорядочивания платы за проживание в общежитии, она решается и надеюсь, в апреле необходимые поправки будут приняты.

Вторая задача - это предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение, результаты которого наряду с ЕГЭ учитываются при поступлении в вузы и другие учебные заведения. Нам кажется, что это сочинение могло бы стать частью портфолио школьников, которое наряду с сочинением могли бы войти победы на олимпиадах и поощрения за успехи в учебе, те же самые медали, если они будут, внеучебные достижения и так далее. В рамках реализации это предложение потребует внесения изменений в законодательство, но прежде чем приступить к подготовке соответствующих поправок, нужно принять политическое решение о поддержке предложенного подхода по учету результатов сочинения.

И третья задача - это ускорить принятие правовых актов, которые позволят российским вузам развивать массовое дистанционное образование, ориентированное прежде всего на наших соотечественников и граждан СНГ. По мнению комитета, с точки зрения законодательства все возможности массового применения электронного обучения при помощи дистанционных образовательных технологий уже имеются, не хватает нормативного регулирования на подзаконном уровне. Комитет принял решение провести в мае этого года парламентские слушания на тему нормативного обеспечения реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Работы много