Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

В России должна быть единая линейка школьных учебников

Сегодня, 8 апреля, в Государственной Думе состоялся «круглый стол» на тему «Российская историческая традиция: содержание учебников истории». Председатель Комитета ГД по образованию Вячеслав Никонов в своём вступительном слове подчеркнул: «Важен ответ на вопрос о том, почему мы такие, какие есть, и что мы собой представляем в современном мире».

«Россия – это крепкое, жизнеспособное и стабильное государство. Оно лишь одно из двух на планете, которое может похвастаться пятью веками непрерывного суверенного существования, - напомнил он. - Россия выступила первопроходцем демократии: именно в 1917 году в России прошли первые в истории человечества всеобщие выборы – в Учредительное собрание. Демократия вновь пробивает дорогу в нашей стране с конца 80-х годов XX века, причём, при всех сложностях, довольно успешно».

«Всегда необходимо помнить, в какой стране ты живёшь и работаешь, знать её традиции, но нельзя быть рабом традиций. Крайне важно, опираясь на знание прошлого, предложить нашим детям образ достойного завтра. Ведь российская цивилизация всегда была, есть и будет не воспоминанием о прошлом, а мечтой о будущем», - подытожил своё выступление Никонов.

Председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая отметила низкое качество подготовки школьных учебников. «Появилось сравнение России с другими цивилизованными странами. Причем это сравнение, в том числе, и с США. 238 лет государственности США, и столько же лет Большому театру. Об этом нигде в учебниках нет. Но при этом есть постоянное самоуниженное сравнение того, что есть Россия как цивилизация в сравнении с другими».

Депутат также показала учебник с картой России, на которой нет ни Калининграда, ни Сахалина.

«Полагаю, речь должна идти об общей линейке учебников истории, языка и литературы, - подчеркнула Яровая. - Реализация Конституции и главного конституционного принципа означает ровно одно: у всех детей, не зависимо от того, где они обучаются – на Камчатке, в Москве или в Калининграде – должен быть общий учебник, который объединяет и который дает базовые знания и представления о своей стране. Культура человека определяется знанием языка, знанием литературы и знанием истории.

Полагаю, что роль учителя в любой ситуации более чем высока и более чем значима. Но сегодня коммерческая вариативность означает только то: что у каждого ребенка учебник все равно один – ни он, ни семья, ни педагог его не выбирают. Разница только в том, что у всех детей учебник не одинаков, а, следовательно, он не воспитывает и не образовывает общее поколение сверстников. Иногда дается даже противоречивый взгляд и на историю, и на культуру.

Поскольку на государстве лежит прямая ответственность и конституционная обязанность обеспечить качественное единство образования и единое культурное пространство, то все-таки следует перейти к пониманию того, что должна быть общая линейка учебников, а не концепция вариативных учебников – и по языку, и по литературе, и по истории.

Вариативность возможна только в одном случае – когда речь идет о детях с ограниченными возможностями».