Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

В законодательстве должно быть понятие - «фундаментальное ядро содержания образования»

Выступая сегодня, 21 апреля, на парламентских слушаниях «Правовое регулирование формирования содержания общего образования» заместитель председателя комитета ГД по образованию Ирина Мануйлова напомнила:

- Чуть больше года назад в комитете поднимался вопрос, который касался непосредственно правового регулирования формирования содержания общего образования, и сегодня наш разговор – это логическое продолжение в связи с тем, что достаточно много белых пятен. Хотелось бы более точно расставить акценты.

Если мы сегодня посмотрим на нормы нашего закона, то содержание образования определяется исключительно образовательной программой, а правом на разработку и утверждение образовательной программы обладает сама образовательная организация. Более того, образовательная организация самостоятельно, ориентируясь на требования федеральных государственных образовательных стандартов, разрабатывает свой учебный план, учебные программы, другую нормативную документацию, которая реально определяет образовательный процесс и содержание образования в каждой отдельной школе.

Эта позиция получила развитие в части обеспечения самостоятельности образовательных учреждений, где в ст. 13 п. 10 прямо указывается на то, что сегодня любые органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в этот процесс. В ранее действующем законе «Об образовании» вопрос формирования содержания решался очень просто: существовал федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого составлялась примерная основная образовательная программа. Она была одна-единственная для всех, а вот уже на основе уже этой примерной основной образовательной программы составлялись образовательные программы самих образовательных организаций. Вне всякого сомнения, определённая вариативность и там всегда присутствовала.

При этом хочу напомнить, что государственные образовательные стандарты 2004 года включали базисный учебный план и предметное содержание для изучения предметов инвариантной части - то есть части, обязательной для изучения во всех школах, во всех образовательных учреждениях на базовом и профильном уровне в виде перечня конкретных дидактических единиц, обязательных для изучения на каждом уровне образования.

Сейчас в связи с принятием нового федерального закона ситуация изменилась. Что произошло? Образовательная программа организации теперь разрабатывается школой самостоятельно - на основе стандарта и с учётом примерной образовательной программы. Её можно и не учитывать, то есть примерная образовательная программа перестала быть обязательным нормативным документом, и образовательная организация может составить свою собственную образовательную программу, не используя примерную. Она может опираться только на стандарт.

Таким образом, с 1 сентября 2013 года стандарт стал документом прямого действия. При этом предполагается, что примерных образовательных программ в реестре будет несколько, каждая из которых, тем не менее, разработана на основе ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты). Это даёт возможность образовательной организации принять решение: самостоятельно составить свою образовательную программу, ориентируясь только на стандарт, или использовать какую-то предложенную в реестре, которую можно взять за основу.

Пока в образовательных учреждениях идёт обучение по стандартам 2004 года, где присутствует предметное содержание предметов обязательной части, особых затруднений не возникает. Но если посмотрим на поэтапный переход на новый федеральные государственно-образовательные стандарты - стандарты, в которых содержание образования отсутствует, становится понятно, что нам необходимо в ближайшее время определять порядок формирования содержания общего образования. При этом обеспечив законодательное, нормативное закрепление этого формирования.

С чем связаны опасения с введением нового федерального государственного образовательного стандарта? Стандарт является нормативным документом. А значит, он должен четко и однозначно определять основные параметры школьного образования. Но если проанализировать новые стандарты всех уровней, то можно увидеть, что недостаточно конкретно прописаны требования к содержанию образования, к его результатам. Стандарты лишь определяют в общих чертах контуры системы школьного образования. Новый закон «Об образовании» расширил представления о назначении и функциях школьных образовательных стандартов. Теперь он не только должен обеспечивать сохранение единого образовательного пространства и преемственность основных образовательных программ, но также быть критерием оценки аттестации выпускников отдельных уровней, оценки учителей, образовательных учреждений, системы образования в целом. Стандарт должен обеспечить вариативность содержания на каждом уровне образования, выполнить и обеспечить государственные гарантии уровня и качества образования.

Стандарт представляет собой совокупность требований – требований к структуре, к условиям реализации, к результатам освоения основных образовательных программ. При этом в стандарте выделяют требования к личностным, метопредметным, предметным результатам. Но вместе с тем указано, что предметные результаты устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях, что они должны обеспечивать возможность для дальнейшего успешного профессионального обучения и профессиональной деятельности. Здесь есть некий парадокс – требования есть, а конкретно обозначенных результатов - в виде набора дидактических единиц элементов содержания, отдельной научной терминологии, ключевых понятий, методов, приемов по предметам – нет.

Согласно новым стандартам, в структуре основной образовательной программы общего образования должна присутствовать обязательная часть, которая составляет от 2/3 до 70 процентов от общего объема программы. Обязательная часть – то, что обязательно для всех образовательных организаций. Но порядок разработки этой обязательной части не определен. Отсутствует также какое-либо определение: что она представляет из себя. Все это позволяет делать вывод: характерной особенностью школьных стандартов второго поколения является то, что они дают только основные ориентиры, контуры содержания образования, формулируют требования к тому, чем должны овладеть учащиеся в результате образования, но не задают конкретные знания и способы деятельности по учебным предметам. Все это должны делать сами учителя на основе требований стандарта. В условиях очень общих, расплывчатых формулировок требований учителя и другие разработчики учебных программ могут достаточно произвольно их трактовать. И в этом случае, программы по учебным предметам, разрабатываемые отдельными учителями, могут существенно различаться по содержанию и во многом не совпадать с планируемым стандартом.

Более того, сегодня в каждом регионе отдельные образовательные учреждения уже включились в работу по новым стандартам. Пока это пилотные учреждения, но и они сегодня, для того, чтобы не потеряться в содержании, используют государственный образовательный стандарт 2004 года, совмещая его с новым стандартом. Таким образом, хоть как-то регулируя вопрос формирования содержания. Поэтому большая часть образовательных организаций уже сегодня столкнулась с существенными трудностями при разработке основных образовательных программ, так как у них нет достаточных ресурсов для самостоятельного формирования программ в соответствии с требованиями стандарта. А в реестре программ - таковые пока отсутствуют. Комитет полагает, что для выполнения в полном объеме требований принятого закона, для обеспечения единства образовательного пространства, преемственности и вариативности содержания основных программ государственные гарантии уровня и качества образования важно, не отказываясь от новых стандартов общего образования, ввести в образовательное законодательство новое понятие: «фундаментальное ядро содержания образования» (хотя возможен и другой термин).

Фундаментальное ядро содержания образования – это обязательная часть содержания каждого уровня по установленным в федеральных стандартах общего образования предметным областях в виде отдельных дидактических единиц и конкретных образовательных результатов. Такое ядро и станет основой как для разработки примерных основных образовательных программ для всех уровней, так и для образовательных программ отдельно взятого образовательного учреждения по каждому уровню общего образования.

Подводя итоги мероприятия, председатель комитета Государственной Думы по образованию Вячеслав Никонов согласился с идеей появления такого образовательного ядра, "которое склеит государство политически и идейно, даст необходимый набор знаний для того, чтобы страна двигалась вперед".