Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Школкина: Отменять де-факто нулевую ставку налога на прибыль для предприятий АПК неправильно

Отменять де-факто нулевую ставку налога на прибыль сельхозтоваропроизводителей или передавать налог регионам по ставке 18% с правом понижать размер указанной ставки будет неправильно, считает заместитель председателя комитета ГД по аграрным вопросам Надежда Школкина.

Школкина прокомментировала Поручение Президента РФ об осуществлении налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей налогом на прибыль. Поручение вышло с учетом состоявшегося совещания по АПК в Ставрополе, главным идеологом которого стал губернатор Белгородской области Евгений Савченко.

«Если бы речь шла только о Белгородской области, думаю большинство не высказали свои возражения против этого, но учитывая, что в 2013 году рентабельность сельскохозяйственного производства, с учетом субсидий из федерального и региональных бюджетов, составила 7,3%, без учета субсидий - минус 5,2%, лишать сельхозпроизводителей еще и этой преференции, на мой взгляд, неверно.

Я очень хорошо помню пленарное заседание от 11 сентября 2012 года, на котором в качестве мер по адаптации к ВТО, учитывая  обеспокоенность аграрного сектора в связи со вступлением России в ВТО, по сельскому хозяйству принималось 5 законопроектов, одним из них был закон о нулевой ставке налога на прибыль. Депутаты тогда с гордостью говорили не только о нулевой ставке, но и о том, что Правительство РФ приняло беспрецедентный шаг, отменив ограничение по сроку действия данной нормы, позволяющей нашим сельхозпредприятиям привлекать инвестиции на долгосрочную перспективу.

Не стоит забывать и о том, что данная мера поддержки является «скрытой» формой поддержки АПК и относится к разрешенным в ВТО, то есть «зеленой корзине», что особенно важно в условия понижения порога разрешенного уровня поддержки в ВТО и  особенно важно в условиях недофинансирования АПК сегодня. Поэтому отменять или передавать налог на прибыль, уповая на волю субъектов будет неправильно.

К тому же, как показывает практика с земельным налогом, как только регионы получили право самим устанавливать ставку земельного налога в зависимости от кадастровой стоимости земли от 0.1 до 0,3%, практически все субъекты РФ за основу приняли максимальную ставку, о чем свидетельствуют поступившие в Государственную Думу многочисленные письма-жалобы.

Если продовольственная безопасность страны – это государственная задача, а развитие АПК - приоритетное направление, все налоговые меры и преференции по АПК должны быть приняты на федеральном уровне и должны быть едиными для всех. К тому же специфика агарного сектора не всегда позволяет аграрному холдингу вести свою деятельность в рамках только одного региона.

Надо отметить, что сегодня федеральный центр и так старается помочь регионам. Последние поправки к бюджету по итогам 5 месяцев позволили направить в регионы более 200 млрд. рублей, из них 50 млрд. рублей в виде дотаций. К тому же сейчас все Госпрограммы пересматриваются с учетом понижения софинансирования со стороны регионов до 30%. Я уже не говорю о дотациях на выравнивание региональных бюджетов по Указам Президента. Понятно, что и этого мало, но отдавать регионам в качестве «скрытой формы» поддержки аграрный сектор, который и без того в сложной ситуации было бы по меньшей мере некорректно. Не стоит забывать еще и том, что Минфин тут же этот налог на прибыль, причем по максимальной ставке, возьмет в расчет бюджетной обеспеченности субъекта РФ и многие регионы рискуют из-за этого не дополучить дотаций на сбалансированность региональных бюджетов. 

Обращаю внимание и на то, что отмена де-факто нулевой ставки налога на прибыль, подтолкнет банки к пересмотру соглашений, что может привести к ухудшению финансового положения предприятий, так как они будут вынуждены досрочно гасить свои платежи по кредитам. Да и банки в очередной раз попадут под высокорискованные операции, а значит под резервы ЦБ.   

К тому же возврат налога на прибыль, в первую очередь, ударит по крупным компаниям, на долю которых приходится большая часть средств привлеченных инвестиций и финансовых вложений. Так за 2013 год в целом по сельскому хозяйству привлечено инвестиций на сумму 502 018 млн рублей, из которых 330 018 млн рублей (65,7%) были привлечены организациями-»плательщиками налога на прибыль», направленные в основном на развитие и модернизацию производства, о чем свидетельствует и показатель фондовооруженности таких организаций, находящейся на уровне 1569,5 тыс. рублей на 1 работающего, тогда как в целом по сельскому хозяйству он составляет 1126,6 тыс. рублей на 1 работающего. Вместе с этим необходимо отметить, что сумма полученных займов и кредитов у организаций-»плательщиков налога на прибыль» составляет 71,4% от общего объема заемных средств».