Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Жуков предложил конкретные меры по работе с антикризисным планом

Сегодня, 30 января, первый заместитель Председателя Государственной Думы РФ Александр Жуков выступил от фракции в рамках "правительственного часа", где первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов представил антикризисный план:

- Ситуация, которая сложилась сегодня в российской экономике в результате очень серьезного давление извне, как экономического, так и политического давления, ситуация, которая усугубляется резким снижением цен на нефть и газ - основные наши товары, требует принятия достаточно оперативных и очень серьезных мер. На что эти меры должны быть направлены? Очевидно, на поддержку системообразующих предприятий в России, очевидно, на поддержке банковской системы, совершенно очевидно, что нам нужно поддержать и малый и средний бизнес сегодня, конечно же нужно быть готовым к ухудшению ситуации на рынке труда - об этом говорилось сегодня. Мы знаем по результатам прошлого кризиса, что ситуация может резко обостриться. Нам надо быть к этому готовыми. Правительство обязательно должно иметь программы занятости, переобучения и быть готовым развернуть их в самое кратчайшее время.

Те новые вызовы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, они не отменяют и нашим социальные обязательства, которые мы все вместе брали на себя, принимая законы и принимая бюджет. Эти социальные обязательства перед гражданами мы должны выполнять по максимуму, даже несмотря на ту сложную ситуацию, которая складывается. А сейчас очевидно, что высокая инфляция потребует и дополнительных компенсаций для наиболее уязвимых категорий наших граждан. Все эти необходимые оперативные меры, в том числе и те, которые предлагает Правительство, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает. В то же время надо понимать, что этот комплекс мер или план первоочередных мер отнюдь не является исчерпывающим и будет требовать постоянной корректировки, он и сейчас на самом деле требует корректировки, - я думаю, такие предложения будут внесены, но ситуация может меняться каждый день, вы видите, что происходит в мире и какое давление оказывается даже на те страны, которые с нами сотрудничали до сегодняшнего дня.

Эти меры являются первоочередными, но к ним необходимо добавить меры структурного характера, те о которых мы давно говорим, но те которые пока что, к сожалению, реализуются не слишком эффективно. Этот кризис должен ускорить действия, направленные на диверсификацию экономики, на рост высокотехологичного сектора, на импортозамещения, на рост сельского хозяйства, потому что, очевидно, что в ближайшие годы, то давление, которое оказывается на нас, возможно, будет усиливаться, вряд ли ослабиться, нам нужно иметь против этого очень серьезное противодействие.

Я думаю, что Правительству и Центральному банку необходимо согласовано и четко, наконец, расставить приоритеты между обеспечением роса экономики, поддержанием курса рубля и снижением инфляции. В этом треугольнике все должна быть ясно. Понятно, что Центральный банк независим от Правительства, Правительство независимо от Центрального банка, но если они будут принимать одновременно противонаправленные решение, это, кончено, ни к каким хорошим результатам не приведет.

Для того, чтобы добиться глобальных целей потребуются серьезные корректировки не только тех законов, которые предложены в этом плане, но и безусловно, важнейших стратегических документов, прежде всего, речь идет об Основных направлениях деятельности Правительства, налоговой, бюджетной и таможенной политики. К этим трем документам непосредственное отношение имеет парламента. Здесь, я думаю, нам в ближайшее время надо будет активно поработать, и хорошо, что Игорь Иванович сегодня неоднократно сказал, что Правительство готово работать вместе с парламентом, но надо, чтобы не получалась так, что эти документы утверждаются Правительством за день до этого вносятся в парламент, по сути, не имеет возможности отреагировать на них своевременно.

Ясно, что реализация первоочередных мероприятий потребует выделения большого объема финансовых ресурсов, частично за счет тех резервов, которые накоплены, частично - за счет выделения приоритетов по государственным программам. Здесь конечно, нельзя идти по пути секвестра, сокращения на 10% всех программ, нужно сегодня воспользоваться этим моментом, чтобы все-таки выделить эффективные и неэффективные расходы, доработать государственные программы именно с учетом достижения необходимых целевых показателей и сконцентрировать ресурсы на тех направлениях, которые дают отдачу. Это нужно делать с обязательным участием парламента. Я думаю, что весной надо практически все государственные программы посмотреть, обязательно учесть те материалы, которые Счетная палата давала по анализу этих программ, более того, поскольку речь идет о выделении большого расхода средств, необходим постоянный мониторинг со стороны Счетной палаты и ежеквартальная отчетность Правительства и Центрального банка по выполнению ключевых направлений действий и выполнению плана. Думаю, что такой порядок существовал в 2009 году, он себя оправдал, сейчас нужно пойти по тому же пути. Опыт показывает, что был принят тогда специальный закон, и в соответствии с этим законом Правительство регулярно отчитывалось в Государственной Думе и Счетная палата давала данные мониторинга, что было понятно, правильным мы путем идем или не совсем.

Как показывает опыт преодоления предыдущих кризисов, что консолидация усилий и координация действий властей - это ключевое условие преодоления любых экономических трудностей, мы можем это сделать, но для этого нужно работать всем вместе.

Здесь было сказано о том, что все политические силы на самом деле могут принять участие в этой работе - вне зависимости их взглядов все предложения, которые профессионально вносятся, все разумные предложения должны быть учтены и использованы при доработке этого плана и при разработке более стратегических документов, о которых я сказал. В связи с этим я бы предложил следующие конкретные действия.

Во-первых, мне кажется, надо поручить комитету по бюджету и налогам подготовить проект постановления Государственной Думы по итогам сегодняшнего нашего рассмотрения с участием Правительства по представленному плану. Собрать предложения по корректировке мероприятий плана - думаю, что такие предложения есть. Подготовить проект закона, который бы определил порядок отчетности по реализации плана. Профильным комитетам, я думаю, нужно в ближайшее время подготовить предложения о законодательном обеспечении плана. План предусматривает достаточно большое количество законов, которые мы должны принять - опять же этот список явно не исчерпывающий, здесь нужно профильным комитетам будет активно поработать. Для оперативного взаимодействия с Правительством - об этом тоже говорилось - мне кажется, профильные комитеты могли бы направить своих председателей или представителей в рабочие группы, которые в Правительстве постоянно заседают и реализуют не только те пункты, которые в этом плане намечены, но также оперативно реагируют на обстановку, которая складывается в стране, - речь идет и о комитетах по промышленности, аграрным комитете, комитете по энергетике, экономической политике, транспорта, социальной политике. Думаю, это было бы очень полезно, и все эти комитеты вне зависимости от фракционного представительства могли бы поучаствовать в этой работе.

Мне кажется, что очень важно, чтобы все важнейшие решения принимались открыто, в дискуссиях и были понятны людям, их нужно объяснять, то что мы делаем, нужно подробно объяснять людям - в этом залог реализации любого антикризисного плана. Поэтому я думаю, что хорошо, что сегодня такое обсуждение состоялось и надеюсь, что в дальнейшем Правительство во всех своих решениях в том числе решениях по поправкам в бюджет прислушиваться к мнению парламента.