Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Выступление Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова на открытии VI Всероссийского Автофорума

Уважаемые участники и гости Шестого Всероссийского автофорума!

Дорогие друзья!

 

Благодарю за приглашение посетить Шестой Всероссийский автофорум, ставший уже традиционным мероприятием.

Российский автомобильный рынок сегодня является одним из самых привлекательных и перспективных в мире. Об этом свидетельствует ряд факторов, в частности низкий уровень обеспеченности автомобилями: на тысячу человек в России приходится всего 160 автомобилей, тогда как в других странах этот показатель достигает четырехсот. Прогнозируется устойчивый рост спроса на автомобили, связанный, в том числе, с увеличением доходов граждан.

В этой связи считаю ключевым вопросом для развития автомобильной промышленности России удовлетворение этого спроса главным образом за счет производства автомобильной техники внутри страны.  

К сожалению, на российском автомобильном рынке и в автомобильной промышленности наблюдается ряд негативных тенденций. По сравнению с первым кварталом прошлого года продажи автомобилей российских марок упали почти на 14 %. При этом импорт иномарок, как новых, так и подержанных, значительно вырос.

Наша продукция, имею в виду в первую очередь легковые автомобили, может конкурировать с зарубежной только по одному показателю – по цене. При этом устойчивый рост внутренних цен на нефтепродукты, инфляционные процессы, другие объективные факторы увеличивают стоимость наших автомобилей.

Отечественный автопром находится сегодня в условиях жесткой конкуренции с мировыми гигантами автомобильной промышленности. Причем борьба идет, в первую очередь, не за рынки третьих стран, а за внутренний рынок России, за нашего, российского покупателя.

Если эту конкуренцию выдержать не удастся, то на повестку дня встанут другие задачи – задачи физического сохранения отечественной автопромышленности как крупного и самостоятельного комплекса.

Концепция развития автомобильной промышленности России, которая неделю назад обсуждалась на заседании Правительства Российской Федерации, предусматривает действия по нескольким направлениям. В частности, предполагается стимулировать приток инвестиций, постепенно сокращать объемы импорта иномарок, вводить новые регламенты, содействовать инновациям в отрасли.

Инвестиционная привлекательность российского автопрома подразумевает безусловную окупаемость новых проектов и снижение рисков для инвесторов, как российских, так и иностранных. Правительство сделало серьезный шаг в этом направлении, приняв постановление о снижении пошлин на компоненты для промышленной сборки. Такая мера была выгодна не только зарубежным компаниям, но и традиционным российским производителям, реализующим проекты по лицензионной сборке иномарок. 

Думаю, что предложение о переносе в Россию сборочных производств, как один из механизмов сокращения импорта иномарок и одно из направлений стимулирования нашего автопрома, экономически и ситуационно оправдано. На сегодняшний день это реальная мера, которая позволит не только перенять зарубежный опыт, но и решить ряд первоочередных проблем, в частности проблему занятости. Однако эту меру нужно расценивать не иначе как промежуточную. От того, что иномарка будет собрана в России, она не перестанет быть иномаркой. Следующим шагом должно стать замещение автокомпонентов на детали и агрегаты российского производства, разработка и выпуск российских моделей и модификаций на базе зарубежных, меры по созданию условий для экспорта произведенной в России продукции.

Дополнительные возможности для удержания и роста объемов продаж у отечественных автопроизводителей заключены именно в развитии экспорта. За прошлый год наш экспорт вырос на 30 %, и мы видим, что российская автомобильная техника по-прежнему широко востребована и конкурентоспособна на рынках развивающихся стран. Однако для реализации этих преимуществ необходима поддержка государства. В частности, могли бы быть предложены следующие меры:

- включение автомобильной техники в число товаров при расчетах России по задолженности перед внешними кредиторами;

- реализация механизмов по списанию долгов иностранных государств в обмен на обязательства закупать российскую автомобильную технику и ряд других.

Важнейшее направление для развития российского автопрома – это поддержка инноваций. Вслед за организацией в России производства современных автомобилей ведущих мировых автоконцернов встанет вопрос о создании у нас автомобилей уже под российскими брэндами. Тоже самое будет происходить и в производстве автокомпонентов.

Ключевой аспект регулирования автомобильного рынка и российского автопрома – это создание равных условий конкуренции и стимулирование производства в стране более современной, более качественной автомобильной техники. Для этого необходимо активнее использовать такой принятый во всем мире и доказавший свою эффективность инструмент как техническое регулирование. Технические требования к экологичности, безопасности автомобилей должны постепенно повышаться.         

Уважаемые участники автофорума!

Для развития российской автомобильной промышленности есть необходимая основа. Есть производственные мощности, есть кадры, есть традиции, есть брэнды международного уровня, есть интересные инициативы и разработки. Мы видим это на примере представленных на выставках Форума образцов продукции.

Хочу пожелать Шестому Всероссийскому автофоруму успешной работы. Надеюсь, что его итоги станут важным вкладом в развитие российской автомобильной промышленности, позволят значительно продвинуться в деле ее реформирования, в полной мере реализовать национальные интересы страны и интересы граждан.