Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Андрей Макаров: Рассматривая бюджет, мы должны оценить эффективность каждой цифры, увидеть ее результат

В вторник, 16 октября, на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам с участием Первого заместителя Председателя Правительства РФ – Министра финансов Антона Силуанова, Председателя Счетной палаты Алексея Кудрина, руководства Минэкономразвития и Центробанка депутаты рассмотрели прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2019-2021 годы и основные параметры проекта федерального бюджета предстоящей трехлетки.

«Сегодня мы начинаем рассматривать проект закона о федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. И по традиции нам предстоит обсудить основные параметры бюджета, прогноз социально-экономического развития, и, строго говоря, пройти все разделы бюджета, каждую цифру», – открыл заседание Председатель комитета ГД по бюджету и налогам, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Андрей Макаров.

По его словам, бюджетный процесс в этом году существенного отличается от предыдущих: «Национальные проекты, которые инициировал Президент, должны быть погружены в государственные программы, и сегодня на этапе парламентского контроля, при прохождении бюджета в Государственной Думе нам предстоит проверить все эти цифры. Мы должны увидеть, какие будут результаты, насколько эффективно вложение средств, которое сейчас предполагается, чтобы каждая цифра бюджета обрела свое содержание. И триллионы, миллиарды рублей отразились в построенных школах, больницах, на улучшении качества жизни людей», – отметил глава думского комитета.

Напомним, ранее Председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил всем профильным комитетам парламента проанализировать эффективность реализации госпрограмм. На прошлой неделе комитеты закончили эту работу и представили в бюджетный комитет подробные заключения. «Нам вместе с профильными комитетами, с Правительством, с министерствам и ведомствами предстоит рассмотреть теперь уже здесь каждую государственную программу, сопоставив те показатели и индикаторы, которые там прописываются, с теми цифрами, которые выделяются. Мы должны посмотреть, как эти средства распределяются по национальным проектам, по государственным программам и обеспечить максимально эффективное их использование», – сказал Макаров.

Он также обратил внимание на то, что все государственные программы на комитете будут докладывать либо профильные министры, либо лица, отвечающие в министерстве за реализацию национальных проектов. Такое поручение Кабинету министров дал Председатель Правительства Дмитрий Медведев по итогам совещания с участием Председателя Госдумы. Кроме того, в понедельник состоялось заседание экспертного совета комитета, на котором ведущие эксперты – экономисты страны, представители бизнес-объединений – РСПП, «Опоры России», «Деловой России», ТПП и Общественная палата представили свои заключения. Все эти заключения будут размещены на сайте комитета, сообщил Макаров.

Представляя проект бюджета на предстоящую трехлетку, министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что документ ориентирован на решения задач, поставленных Президентом в майском Указе. «В чем отличие предстоящей трехлетки о предыдущих? В том, что Президент поставил нам задачи на предстоящее шестилетие, а бюджет как основной инструмент экономической и финансовой политики должен структурироваться таким образом, чтобы обеспечить выполнение этих задач», – сказал он.

По словам Силуанова, ближайшие три года – это первый этап выполнения тех решений, которые необходимо обеспечить к 2024 году. «Это и повышение темпов экономического роста выше среднемировых, и повышение продолжительности жизни, вхождение в клуб 80+, повышение реальных доходов населения, производительности труда, качественное изменение в области предоставления гражданам услуг в сфере здравоохранения, образования и так далее», – перечислил он. Особое внимание в бюджете уделено социальной сфере. Новация этого бюджета – национальные проекты, которые будут реализованы в области демографии, здравоохранения, образования, жилья и городской среды, экологии, культуры.

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин в своем выступлении отметил, что еще предстоит принять планы по выполнению национальных целей, а концепция прорыва, предложенная Президентом, означает необходимость серьезных изменений не только в бюджетной политике, она требует совершенствования системы государственного управления, судебной системы, снижения контрольно-надзорной нагрузки на бизнес и ряда других мер.

«На задачи, связанные с реализацией 13 национальных проектов, будет потрачено 16 трлн 591 млрд рублей, вместе с региональными бюджетами – 27 трлн. Вместе с тем, в федеральном бюджете пока не все эти ресурсы учтены, работа по нацпроектам продолжается», – сообщил он.

Представляя прогноз социально-экономического развития, заместитель министра экономического развития РФ Азер Муталим оглы Талыбов подчеркнул, что каждая из тех амбициозных целей, которые Президент поставил перед страной в майском Указе, оказывает влияние на показатели прогноза. «Так, рост продолжительности жизни в Указе, рост продолжительности активной жизни станет одним из факторов преодоления демографических тенденций, а цифровизация экономики позволит добиться больших темпов роста производительности труда», – отметил он. По словам замглавы Минэкономразвития, прогноз подготовлен в условиях высокой волатильности на глобальных рынках. При этом реализованные за последние годы структурные макроэкономические реформы в РФ позволяют уверенно прогнозировать всего лишь краткосрочный негативный эффект как на финансовых рынках, так и в экономике, добавил он.

В ходе обсуждения депутаты Госдумы задали вопрос министру финансов и главе Счетной палаты. В частности, Первого заместителя Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Раису Кармазину интересовало обеспечение жильем детей-сирот и заложенные в бюджете средства на переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним областей. Силуанов сообщил, что «по детям-сиротам до 7 млрд рублей предусмотрено субсидий субъектам РФ, регионами на эти цели тратится порядка 30 млрд рублей в год». При этом министр признал, что этих сумм недостаточно для решения существующих проблем, и призвал депутатов вместе обозначить приоритеты и продумать дополнительные законодательные механизмы решения стоящих задач.

Заместитель Председателя комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, депутат от Магаданской области Оксана Бондарь (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») подняла проблему закрывающихся поселков Магаданской области. Ранее глава государства поручил обеспечить выделение на дальневосточные регионы не менее 5,5% от общего объема субсидий, выделяемых Федерацией на поддержку субъектов. Силуанов заверил, что эта норма соблюдается.

Член комитета по бюджету и налогам, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Геннадий Кулик отметил, что проект бюджета тщательно проработан, цифры обоснованы – «такой бюджет мы давно не получали». Также парламентарий заострил внимание на необходимости увеличения ко второму чтению ассигнований на поддержку экспорта и попросил федеральные министерства присоединиться к депутатам в вопросе принятия национальной программы социального развития села. «В человека надо вкладывать деньги, надо помочь малому, среднему бизнесу, увеличить компенсации банкам, кредитующим сельхозпроизводителей», – отметил Кулик.

Резюмируя дискуссию, Макаров отметил: «По итогам предварительного обсуждения очевидно, что в бюджете заложены необходимые, достаточные запасы прочности, чтобы выдержать любые внешние шоки, в том числе, любые санкции, которые могут быть наложены на наше государство».

По его словам, совместная работа думских комитетов по рассмотрению проекта бюджета должна обеспечить реализацию национальных проектов и тех задач, которые поставлены Президентом в майском Указе. «Именно поэтому уже на этой неделе нам предстоит рассмотреть каждую государственную программу как с точки зрения поставленных задач, так и с точки зрения средств, которые выделяются из федерального бюджета», - указал Макаров.

Более того, по его словам, макроэкономическая стабильность, которая обеспечивается бюджетом, дает основания сделать вывод о том, что все социальные обязательства государства, в том числе связанные с задачами, поставленными Президентом страны, будут, безусловно, выполнены. «Федеральный бюджет осуществляет гарантированное финансирование всех социальных обязательств», - заявил Макаров.

Глава думского комитета напомнил, что в первом чтении проект бюджета будет рассмотрен на пленарном заседании палаты 24 октября.

Министр финансов РФ Антон Силуанов, в свою очередь, заверил, что Правительство готово вместе с депутатским корпусом работать над доработкой главного финансового документа страны.

«Мы будем просить парламент поддержать проект бюджета в первом чтении с тем, чтобы во втором чтении дополнить документ в части национальных проектов теми предложениями, которые поступят от депутатского корпуса, которые направлены на улучшение проекта бюджета. Готовы к совместной работе с коллегами из Государственной Думы», - заявил Силуанов.

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин отметил сбалансированность представленного Правительством документа.

«Мы имеем хороший, сбалансированный на среднесрочный период бюджет, и он снижает нашу зависимость от нефти в части так называемого ненефтегазового дефицита, то есть меньшей зависимости расходов от нефтяных доходов. Это серьезное, фундаментальное достижение», - заявил глава контрольного ведомства.

По его словам, в Счетной палате видят «серьезное обновление экономической политики, формирование нового инструмента экономической и бюджетной политики – национальных программ и проектов». «Они учтены в проекте бюджета и в пояснительных материалах. Тем не менее, еще предстоит серьезная работа по доработке и распределению этих ресурсов между проектами во втором чтении», - заметил Кудрин.