Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Анна Кузнецова: Важно обеспечить для родителей особенных детей право выбора формы обучения

Анна Кузнецова: Важно обеспечить для родителей особенных детей право выбора формы обучения
Заместитель Председателя Государственной Думы Анна Кузнецова (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») в среду, 20 октября, на международной научно-практической конференции по вопросам развития инклюзивного образования обозначила ключевые направления поддержки детей с особенностями развития.

Выступая на открытии конференции в онлайн-формате, вице-спикер ГД отметила, что ситуация в инклюзивном образовании и коррекционной педагогике, подготовке специалистов для этих сфер выходит на новый уровень. Кузнецова привела данные: из 17 млн. школьников в России 840 тыс. – особенные дети. 56% из них учатся совместно со здоровыми сверстниками. За пять лет число таких учеников в «обычных» классах увеличилось почти на 46%. Однако на почти полмиллиона детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью приходится всего 7,5 тыс. тьюторов. При этом численность детей-инвалидов за пять лет увеличилась на 13,3%.

«Когда мы закладываем в различные программы определенные решения, нужно учитывать не только сегодняшний запрос на помощь особым детям, но и прогнозировать его с учетом имеющегося роста», – подчеркнула заместитель Председателя Госдумы.

Президент России поддержал предложение об увеличении контрольных цифр приема для подготовки в вузах дефектологов, логопедов и тьюторов по итогам недавнего заседания Президиума Госсовета по вопросам общего образования, соответствующее поручение дано министерству науки и высшего образования, напомнила вице-спикер. По ее мнению, вместе с этим шагом важно провести точный анализ потребности в таких специалистах на ближайшее время и составить четкий план по ее обеспечению.

Кузнецова отметила ряд проблемных вопросов в сфере инклюзивного образования. Затрагивая вопрос медицинского сопровождения в школах детей с ОВЗ и инвалидностью, заместитель Председателя Думы подчеркнула: предложения о необходимости возвращения школьной медицины включены в Народную программу «ЕДИНОЙ РОССИИ», и теперь важно добиться их реализации. Говоря о недостаточном развитии доступной среды для детей с особенностями развития, особенно в школьных зданиях старой застройки, вице-спикер назвала важной задачу совместно с профильными комитетами Государственной Думы добиться разработки технических требований, которые предусматривали бы создание условий для людей с особенностями развития во всех строящихся и ремонтируемых зданиях. Кроме того, Кузнецова обратила внимание на отсутствие в школах, куда приходят учиться особенные дети, необходимых технических средств реабилитации.

«Сегодня мы говорим не только о развитии инклюзивного образования. Для родителей особенных детей важно обеспечить право выбора, какую форму обучения выбрать для ребенка – коррекционную или инклюзивную», – подчеркнула заместитель председателя Государственной Думы.

Также вице-спикер обозначила ключевые направления поддержки детей с особенностями развития – это организация системы ранней помощи, консультирование родителей и маршрутизация детей в случае выявления у них отклонений и формирование системы коррекционной помощи специалистов. Опыт регионов, в которых реализуются модели ранней помощи, показывает, что до 40% детей не становятся инвалидами благодаря раннему вмешательству, привела данные Анна Кузнецова. «Сегодня расширена программа неонатального скрининга, с 5 до 36 нозологий. Однако важна не только диагностика, но и дальнейшая маршрутизация, когда после выявления даже небольших тревожных симптомов детей направляют к профильным специалистам. Такая система – ключ к решению многих проблем профилактики детской инвалидизации», – подчеркнула она.

Фундаментом решения всех названных выше задач Кузнецова назвала формирование в обществе инклюзивного сознания.

«Эта задача стоит перед каждым из нас. Важно воспитывать детей в атмосфере принятия и поддержки», – сказала вице-спикер. Вместе с тем заместитель Председателя ГД отметила необходимость защитить детей от деструктивной информации в интернете, которая, в том числе, пропагандирует неприятие людей с особенностями развития.

Шестая международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики и ресурсы» проводится в Москве в шестой раз. Ее участниками являются ученые, специалисты и общественные деятели из России и зарубежных стран, работающие в сфере обучения людей с особенностями развития.