Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Дмитрий Морозов: Концентрация усилий государства и профессионального сообщества обеспечит качественно новое развитие детской онкологии-гематологии в РФ

Дмитрий Морозов: Концентрация усилий государства и профессионального сообщества обеспечит качественно новое развитие детской онкологии-гематологии в РФ

Вопросы организации единой системы оказания онкологической помощи детям обсуждались в пятницу, 19 марта, на Президиуме Совета Законодателей РФ. «Мне, как детскому хирургу, занимающимся, в том числе, лечением детей со злокачественными новообразованиями, ученику НИИ ДОГ РОНЦ им. Н.Н. Блохина и главного детского онколога акад. В.Г. Полякова, сегодняшнее обсуждение очень ценно. Детской онкологии скоро 55 лет с образования первого отделения академиком Л.А. Дурновым. На самом деле онкологическая помощь детям требует совершенствования», – сообщил по итогам заседания Председатель комитета Госдумы по охране здоровья, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Дмитрий Морозов.

В своем выступлении он коротко остановился на том, от чего зависит достижение более высокого результата в лечении детей с онкологией.

В первую очередь, по словам Морозова, необходимо внести изменения в национальный проект «Здравоохранение», дополнив показателями - «годичная летальность детей со злокачественными новообразованиями», и скорее всего – интегративным показателем «5-летней выживаемости детей со злокачественными новообразованиями». «С учетом преемственности лечения пациентов между детской и взрослой службами, созданной информационной системы, целесообразно внесение данных показателей в федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», – указал он.

Во-вторых, следует усилить подготовку студентов педиатрических факультетов медицинских вузов по программе «детская онкология», предусмотрев увеличение педагогических часов и дифференцированный зачет в рамках курса «Детской хирургии», а также «Детская гематология». Обратиться с предложением в Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России. «Это в перспективе повысит уровень первичной диагностики злокачественных опухолей у детей», – отметил Морозов.

Следующий вопрос – специалисты, решение проблемы дефицита кадров. «В 2019 году принято решение объединить в одну специальность «Детская онкология-гематология» врачей, занимающихся лечением детей с солидными опухолями и гемобластозами, патологией крови. Не берусь судить, поскольку с уважением отношусь к решениям профессионального сообщества и коллег. Сегодня реальная задача – быстро объединить специальности в новую, определив для уже работающих врачей круг профессиональных задач, в соответствии с порядком и стандартами, штатным расписанием отделений, сохранив стаж, категории и надбавки к заработной плате», – заявил Морозов.

Руководство профессиональным сообществом. «Как вице-президент Российской ассоциации детских хирургов и Национальной медицинской палаты, я убежден в определяющей роли профессиональных ассоциаций, – подчеркнул парламентарий. – В дополнение к работе института главного внештатного специалиста Минздрава РФ, регионов России, сегодня, в парадигме саморегулирования медицинской деятельности и принятого федерального закона о клинических рекомендациях, разработан нормативный механизм внесения любых изменений в систему оказания медицинской помощи профессиональными ассоциациями».

Что касается организация оказания онкологической помощи детям, в рамках реализации федерального проекта созданы НМИЦ, которые обеспечат единые протоколы лечения, консультативное и методическое руководство, телемедицинские консультации, продолжил глава думского комитета. «Правительством осуществляется строительство новых онкоцентров (в рамках проекта по детскому здравоохранению до 2024 года будет построено 40 детских больниц, сейчас строятся детские онкоцентры в Казани, Воронеже, Краснодаре. Запланированы – в Уфе, Челябинске, Ростове). Считаем целесообразным организацию межрегиональных центров специализированной помощи детям, в том числе по детской онкологии», – заявил Морозов.

Он напомнил, что в течение трех лет вместе с ассоциацией детских хирургов, детскими онкологами, партпроектом «Здоровое будущее» проведена аналитическая и экспертная работа, со всеми субъектами РФ по определению профилей и дислокации МРЦ. В SWOT-анализе приняли участие 103 эксперта. «Данные в части детской онкологии, опубликованные в научной печати, свидетельствуют о необходимости организации десяти центров для восьми федеральных округов: в Москве, Воронеже, Санкт-Петербурге, Краснодаре и Ставрополе, Казани, Екатеринбурге, Красноярске, Иркутске и Владивостоке. Это позволит сконцентрировать ресурсы и кадры, оптимально маршрутизировать пациентов, обеспечив единый высокий уровень лечения, в том числе лучевой терапии, по всей стране», – отметил парламентарий.

По словам Морозова, необходимо обеспечить работу единого федерального регистра пациентов («канцер-регистр»), что имеет нормативную опору в принятых в 2017 году законе «о телемедицинских технологиях и развитии ЕГИСЗ», а также недавно - федеральном законе «О едином регистре льготников» и законе «Об информационной системе ОМС». «В 2020 году создана инновационная Вертикально-интегрированная информационная система «Онкология» (ВИМИС), успешно реализована в пяти регионах, – сообщил он. – Следует внедрить ее подсистемы во всех субъектах, обеспечив, в том числе на основе искусственного интеллекта, достоверную статистику, мониторинг выполнения порядков, маршрутизацию пациентов, персонализированное лечение и преемственность, продолжение лечения подростков и молодых людей во «взрослых стационарах» по «детским протоколам» совместно с детскими онкологами. Реализация этого предложения, включая его финансовое обеспечение, требует парламентского контроля».

Седьмое – правительственный законопроект о регистре доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток готовится к внесению в Государственную Думу.

Далее, продолжил Морозов – современная молекулярная, иммуногистохимическая и патоморфологическая диагностика онкологической патологии у детей, а также мониторинг эффективности лечения и патоморфоза, требует создания межрегиональных нескольких референс-центров – это предусмотрено федеральным проектом. «В короткие сроки необходимо обеспечить работу этих центров, а также взаимодействие в рамках ЕГИСЗ и Личных кабинетов пациентов. Надо учесть важность организации центров компетенций по редким нозологиям, требующих уникальных методик лечения, к примеру, для ретинобластом. Реализация этого мероприятия остается на парламентском контроле», – отметил депутат.

Комитет ГД по охране здоровья поддерживает законопроект вице-спикера Ирины Яровой, касающийся off-label препаратов, сообщил Морозов. «В лечении детей более 50% лекарственных препаратов используются не по инструкции, off-label. Необходимо законодательное регулирование», – озвучил он позицию комитета.

Внесение необходимых препаратов в клинические рекомендации регламентировано законом и подзаконными актами, но принципиально важно, чтобы эти препараты могли вноситься в стандарт лечения и оплачиваться ОМС. Это надо закрепить в законе, считает Морозов. Министерство здравоохранения также подготовило соответствующий законопроект.

По его словам, в этой части следует законодательно подчеркнуть обязательность информированного добровольного согласия (ИДС) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, по примеру такового «при проведении клинической апробации», установленного в 323 ФЗ.

«Поддерживаем профессиональное сообщество в части формирования так называемых модулей «финансовых портретов» для лечения детей с разными нозологическими формами злокачественных новообразований, с учетом многолетней терапии и хирургии. Опираясь на модель созданного Президентом Фонда «Круг добра», можно было бы предусмотреть в будущем адресное финансирование лечения детей с онкологической патологией», – предложил парламентарий.

Морозов отметил, что существующее финансирование осуществляется из нескольких источников, обеспечивая норматив финансовых затрат (279 тыс. руб.) на химио- и лучевую терапию, возрастающий объем протонной терапии по показаниям (8,5 млрд. рублей в 2020 году). По его словам, важным стало принятие ФЗ «о паллиативной помощи» 2019 г., предусматривающего, в том числе лечение на дому; ФЗ 2020 года «об обособленном целевом финансировании федеральных медорганизаций», гарантирующим должное финансирование (119 млрд. рублей на 2021 год). Внесение изменений в нацпроект «Здравоохранение» даст основания для последовательного увеличения объема финансирования данного раздела проекта.

«Уверен, концентрация совместных усилий государства и профессионального сообщества должна обеспечить качественно новое развитие детской онкологии-гематологии России, подготовки кадров, научных исследований, лечения и реабилитации детей», – подытожил Морозов.