Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Любовь Духанина: Система образования должна расширять возможности для самореализации каждого ребенка

Любовь Духанина: Система образования должна расширять возможности для самореализации каждого ребенка
Необходимо изменить систему оплаты труда школьных учителей, увеличить прием на целевое обучение по профессиям в педагогике, пересмотреть объем требований к школьникам, убрав избыточные, подключить каждую российскую школу к единой цифровой образовательной системе. Об этом заявила заместитель Председателя комитета ГД по образованию и науке, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Любовь Духанина, выступая в ходе больших парламентских слушаний «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации», которые состоялись в Госдуме в понедельник, 24 июня, под председательством спикера палаты Вячеслава Володина. На обсуждение были вынесены острые вопросы:- обеспеченность школ учителями, особенно в сельских районах, снижение бюрократической нагрузки на учителей, качество образования в целом. 

«В программе партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» раздел про школу называется «Будущее страны рождается за школьной партой». И это правильно: школа как социальный институт обращена в будущее, определяет его и работает на него, - отметила Духанина. – Президент России поставил очень амбициозную задачу: российская школа – в десятке лучших в мире. И общество откликнулось на этот запрос, ожидая прорыва школы как социального института, а не просто выполнения формальных показателей. Что общество ждет от школы? В топе запросов – хорошая подготовка к экзаменам, профориентация, обучение иностранному языку и физкультуре, развитие жизненных навыков. От реализации национального проекта «Образование» общество ждет увеличения бесплатного образования и повышение его качества».

Оценить возможности сферы

По словам депутата, амбициозные цели требуют здравой оценки имеющихся возможностей, имеющихся инструментов, барьеров и рисков. «Сегодня уже звучало, что непреодоленными на сегодняшний день являются следующие барьеры: дефицит школьных учителей, высокая бюрократическая нагрузка, низкий уровень оплаты труда педагогов за исключением крупных городов», - перечислила она.

Проблему с кадрами не решить без изменения системы оплаты труда, подчеркнула Духанина. В ходе слушаний депутаты приняли решение поддержать предложение министра просвещения РФ Ольги Васильевой установить базовый оклад учителей до 70% от средней по экономике региона зарплаты. Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что данное предложение будет проработано совместно с Минфином.

Президент Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию предложил с 2020 года запустить программу «Земский учитель». По словам депутата, нужно увеличивать прием на целевое обучение по педагогическим профессиям. «В соответствии с запросом регионов – это принципиально», - подчеркнула она, напомнив, что закон о целевом обучении был принят Государственной Думой.

Избавить учеников от чрезмерной нагрузки

Парламентарий заострила внимание на необходимости пересмотра объема требований к школьникам. «Школа не может уложиться в норму обязательных часов и переносит часть программы в вариативные и развивающие занятия. Дети возвращаются домой в пять-шесть вечера после девяти уроков, напомню, норма – семь уроков. Необходимо пересмотреть содержание образования, убрав избыточные требования. Именно они стали причиной критики обсуждаемой новой версии ФГОС. Эффекты, к которым привела перегрузка, нельзя игнорировать. Только за последний год снизилась доля подростков, которым нравится учиться в школе, до 65% выросла доля детей, которым не хватает времени на выполнение домашнего задания», - перечислила она.

Каждая школа должна стать узлом единой цифровой образовательной системы. «По результатам международных исследований, российские учащиеся демонстрируют самый низкий разрыв в уровне достижений между наиболее и наименее обеспеченными школьниками. В переводе с баллов PISA он составляет почти полтора года обучения. Для существенного скачка аналоговая система образования должна стать цифровой, - заявила Духанина. – Каждая школа должна стать узлом единой цифровой образовательной системы.  Уже сегодня педагогическое сообщество не приемлет понятие цифровой школы как склада видеоуроков, вебинаров и отсканированных учебников. Нам нужно, чтобы образовательная среда решала принципиально другие задачи – задачи высокого качества образовательного контента, возможности мобильного обучения, возможности обучения для детей в индивидуальном темпе, особенно это важно для детей с особенностями здоровья. Разработка контента должна проводиться совместно с наукой и промышленностью. Эту работу уже ведут Яндекс, Сбербанк, 1С, другие компании. Без таких разработок, упакованных и готовых к использованию в любой школе России, актуальное содержание образования в России не появится».

Цифру – в школу

По словам Духаниной, цифровое портфолио дает возможность накапливать цифровые следы от образовательных достижений ребенка в течение всего периода обучения. И может сделать оценку итоговых достижений менее плоской и более справедливой, более интересной для вуза и работодателей. «Это приведет к снижению давления ОГЭ и ЕГЭ в общей оценке результатов ребенка и возможно все-таки через некоторое время вытеснит итоговую аттестацию в том виде, в котором она сегодня существует, или существенно повлияет на нее», - отметила депутат.

«Уже сегодня работодателей интересует не то, какое учреждение закончил человек и с каким результатом, а что он умеет. Такая цифровая трансляция повышает быстродействие, эффективность системы образования. Например, в этом году московский школьник процедуру апелляции проходил, не выходя из дома», - привела она пример.

Депутат подчеркнула: «Важно, чтобы все технологии, которые используются, были безопасны для психического и физического здоровья детей, их интеллектуального развития. В пример она привела эффект Google, когда человек уверен, что любую информацию он получит, и мозг отказывается запоминать».

«Наша задача – чтобы все, что создается в российской системе образования, расширяло возможности для каждого ребенка вне зависимости от его социального статуса, особенностей здоровья и развития. Депутаты продолжат добиваться решения поставленных задач, продолжат создавать правовые условия, действуя в логике «будущее страны рождается за школьной партой», - заключила Духанина.