Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Елена Ямпольская: Судьба Николая Караченцова – это история не только большого таланта, но и великого мужества

Елена Ямпольская: Судьба Николая Караченцова – это история не только большого таланта, но и великого мужества

Председатель комитета ГД по культуре, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Елена Ямпольская выразила соболезнования в связи с уходом из жизни актера театра и кино, Народ-ного артиста РСФСР Николая Караченцова:

«Не стало великого русского актера Николая Петровича Караченцова. Он скончался в одной из московских больниц накануне своего 74-го дня рождения. Вся страна надеялась, что этот горький миг не наступит как можно дольше. Вся страна молилась за его здоровье. Николай Караченцов был народным артистом в глубинном смысле этого слова – не по рейтингам, а по любви. Потому что сам умел любить – страстно и самозабвенно – дело, которому посвя-тил жизнь, свою публику, каждого своего зрителя».

Конечно, главное из сделанного Караченцовым, связано с «Ленкомом» Марка Захарова, отметила Ямпольская. «Все семидесятые годы прошли под знаком «Тиля» – спектакля по пьесе Григория Горина на музыку Геннадия Гладкова, где Караченцов сыграл главную роль. Одна из наиболее острых и новаторских постановок тех лет стала важнейшим зрительским опы-том для целого поколения. Чуть позже – первая советская рок-опера «Звезда и смерть Хо-акина Мурьеты». Наконец, самая известная работа Караченцова, благодаря которой он при-обрел не только российскую, но и мировую славу — роль графа Резанова в «Юноне и Авось» на музыку Алексея Рыбникова и стихи Андрея Вознесенского. Менялись партнерши в роли Кончиты, но Николай Караченцов по-прежнему выходил на сцену и рвал жилы, связки, зрительские сердца. Такую отдачу зритель не забывает».

По ее словам, Караченцов сумел стать подлинно «синтетическим» актером. «Он играл, пел, выполнял акробатические трюки, танцевал, а в кино зачастую обходился без помощи каска-деров. Уже в 90-е вместе со своим другом – каскадером и педагогом Николаем Астаповым создал «Школу искусств Николая Караченцова», где детей учили всему – от танцев и живо-писи до фехтования и верховой езды. Николай Петрович также долгое время председатель-ствовал в жюри Конкурса актерской песни имени Андрея Миронова».

Она отметила, что фильмография Караченцова насчитывает сотню картин, и, хотя он далеко не всегда играл главных героев, ролями «второго плана» его работы тоже назвать невоз-можно. Будь то шедевральная вершина драматического мастерства в «Старшем сыне», про-никновенная нежность «Белых рос», гротеск «Собаки на сене» или почти «служебный» пер-сонаж в «Приключениях Электроника», – Караченцов абсолютно везде неподражаем и незабываем.

Даже на фоне бесконечного лечения и операций в 2014 году он появился в небольшом эпи-зоде в белорусском фильме «Белые росы. Возвращение». Не работать – это было для Николая Петровича самым жестоким наказанием...

«Судьба Караченцова – это история не только большого таланта, но также и великого муже-ства, преодоления. Говорят, если человек долго и трудно уходит из земной жизни, таким об-разом Господь проявляет к нему свое милосердие: отстрадавший на земле обретает жизнь вечную. Нам хочется сегодня в это верить. Бесконечно обаятельный, исполненный мужской харизмы и бешеной трудоспособности, темпераментный, стремительный, покоряющий силой духовной и телесной, Николай Караченцов прожил труднейшие последние тринадцать лет. И, похоже, не спрашивал: за что?! Спрашивал – зачем? Ему хватило мужества из вели-ких запасов, отпущенных природой, чтобы и тут не сдаться, не сломаться, не закрыться от мира. Ему старались помочь близкие, коллеги, друзья – каждый в меру своего понимания; его судьбу после автокатастрофы видели по-разному, и у всех была своя правда, но ни тяже-лейшая травма, ни обрушившиеся затем болезни не гасили этого светлого взгляда. Как судь-бу благодарить за то, что был с нами Николай Караченцов? Больше, увы, мы его никогда не увидим. И никогда не забудем – точно по великому заклинанию из «Юноны и Авось».

Комитет Государственной думы по культуре соболезнует родным и близким актера и скор-бит вместе со всей страной.