Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Государственная Дума приняла закон, создающий правовые основы управления спросом на оптовом рынке

Сегодня в ходе пленарного заседания Госдума приняла в третьем чтении правительственный законопроект «Об электроэнергетике», устанавливающий особенности регулирования деятельности отдельных субъектов электроэнергетики на оптовом рынке электрической энергии и мощности (ОРЭМ). 

Документом предлагается создание правовых основ управления спросом на электроэнергию на ОРЭМ, а также касается порядка соблюдения финансовой дисциплины гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями. 

Как пояснил председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, внедрение механизма управления спросом в электроэнергетике, как правило, начинается с потребителей оптового рынка, при  том, что значительный потенциал сосредоточен у потребителей розничного рынка – средних и малых потребителей, а также в бытовом секторе. «Но ресурс у розничного потребителя слишком мал, чтобы удовлетворять требованиям, предъявляемым на оптовом рынке, а издержки на взаимодействие с системным оператором или коммерческим оператором оптового рынка слишком высоки. Поэтому возникает потребность в создании специализированных организаций, способных агрегировать спрос отдельных потребителей. Механизм обкатан в рамках пилотного проекта и показал свою эффективность»,  отметил он.

Пилотный проект по управлению спросом на электроэнергию  в России стартовал в 2019 году. С 2021 года он показал  устойчивый положительный эффект от учета ресурсов управления спросом в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед (РСВ) для всех покупателей оптового рынка.

Так, за 2022 год участие в пилотном проекте приняли 518 объектов потребления потребителей розничного рынка (одновременное участие - порядка 350 объектов). Всего за период с июля 2019 года по сентябрь 2023 года эффект в РСВ, получаемый всеми покупателями оптового рынка, составил 4,74 млрд. рублей. В том числе, эффект для участников пилотного проекта составил 3,56 млрд. рублей и для потребителей, не участвующих в проекте, – 1,18 млрд. рублей.

На основании полученных результатов Правительством РФ было принято решение о целесообразности законодательного оформления целевой модели управления спросом на электроэнергию, для чего был разработан принятый 18 октября проект федерального закона.

Вторая часть законопроекта посвящена созданию механизма соблюдения финансовой дисциплины гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями. Неисполнение ими обязательств по оплате услуг по передаче электроэнергии негативно действует на энергетическую отрасль в целом, поскольку сетевые организации, не получающие своевременной платы за свои услуги,  ограничены в возможностях проведения ремонтных работ и обновления основных фондов.

Для решения этой проблемы нормами принятого законопроекта предлагается ввести понятие «мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций», наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению показателей финансовой дисциплины ГП и ЭСК, а Совет рынка - полномочиями по проведению мониторинга финансового состояния ГП и ЭСК.