Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

В думском комитете надеются, что законопроект о механизме удаления клеветы из интернета защитит и жертв кибербуллинга

В думском комитете надеются, что законопроект о механизме удаления клеветы из интернета защитит и жертв кибербуллинга
Законопроект о предоставлении судебным приставам механизма блокировки порочащей человека информации в интернете даст возможность защитить жертв организованной травли, считает один из авторов поправок, Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.

Отвечая в понедельник, 2 апреля, на вопрос «Интерфакса», будет ли данный законопроект распространяться на так называемый кибербуллинг - интернет-травлю взрослых и детей в интернете, он сказал, что поправки открывают возможность реально противодействовать этой проблеме.

«Иначе человеку, которого травят в интернете, никак невозможно защититься. Этот закон поможет обычному гражданину, который попал в ситуацию травли, пресечь эту травлю: он обращается в суд, и на всех сайтах, где была порочащая его информация, она будет удаляться на основании решения суда. Как иначе человеку защититься?» - заявил Пискарев.

Ранее группа депутатов, в том числе Пискарев, внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, предоставляющий судебным приставам механизм блокировки в сети Интернет сведений, порочащих честь и достоинство граждан и юридических лиц.

Внесенный в Госдуму законопроект, по его словам, определяет, что судебный пристав будет обращаться в уполномоченный орган по надзору в сфере информационных технологий и связи (Роскомнадзор) с тем, чтобы там приняли решение об ограничении доступа на страницы сайта, где есть порочащая честь и достоинство человека или юрлица информация, об удалении которой ранее было принято судебное решение.

«Сейчас судебные приставы не могут обратиться в Роскомнадзор, потому что это не прописано в законе. Они могут использовать только те механизмы исполнения, которые напрямую им даны в законодательстве, а обращение в Роскомнадзор для блокировки информации сейчас не предусмотрено. Технически это не сложно, мы ожидаем увеличение таких обращений, поскольку люди реально страдают от прочащей их информации в интернете», - сказал он.

При этом он пояснил, что данный законопроект не связан с так называемым законом о «праве на забвение в интернете». Право на забвение предполагает, что если человек напрямую обращается к поисковикам, с тем, чтобы они убрали из результатов поиска какую-то его личную информацию, его персональные данные.

В данном же случае предлагается ввести в законодательство механизм реализации принятого судебного решения, в котором уже определено, что та или иная информация является недостоверной и порочащей, и тем, кто распространяет ее в интернете, предписывается удалить ее, отметил депутат.

Он пояснил, что поправки не вводят никаких новых запретов или ограничений, речь идет исключительно о механизме исполнения вступивших в законную силу судебных решений.

«К сожалению, сейчас если есть судебное решение о защите чести и достоинства от порочащих сведений в интернете, то эти сведения, несмотря на запрет, продолжают находиться в свободном доступе», - сказал глава думского комитета.

При этом Василий Пискарев полагает, что предоставление судебным приставам права обращаться в Роскомнадзор для блокировки порочащей информации должно быть подкреплено увеличением штрафов за отказ добровольно исполнять решение суда об удалении данных из интернета. Сейчас такие штрафы не играют превентивную роль и те лица, которые специально разместили ложную информацию, не обращают на них внимание.

«Сегодня существует пробел в законе об исполнительном производстве: сведения, которые должны быть удалены по решению суда, ответчик добровольно не удаляет, часто он намеренно их не удаляет и не исполняет судебное решение, и нет сейчас никакой существенной ответственности за это. Есть административная ответственность, но она не пугает, это настолько небольшие штрафы, что некоторые намеренно не удаляют порочащую информацию, чтобы эта информация оставалась в сети. То есть административная ответственность не играет свою превентивную роль. Увеличение штрафов - это второй этап, это правильно, чтобы была превентивная роль», - считает Пискарев.

При этом глава комитета пояснил, что внесенный в Госдуму законопроект не предусматривает увеличение штрафов за отказ добровольного удаления порочащей информации по решению суда. Он не исключил, что такие поправки могут быть предложены позднее.