Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Леонид Симановский: Сделан важный шаг для создания новых взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами

Леонид Симановский: Сделан важный шаг для создания новых взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами
Госдума в пятницу, 5 июля приняла закон об установлении пределов прав и обязанностей налогоплательщиков. Тем самым сделан очень важный шаг по пути создания новых взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами, заявил журналистам заместитель Председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Леонид Симановский, комментируя принятие закона.
 
Он напомнил, что работа над этим документом шла более двух лет, причем бюджетный комитет обещал не выносить его на второе и третье чтение до тех пор, пока не будут сняты все волнующие бизнес вопросы. «Итоговую редакцию, подготовленную бюджетным комитетом и прошедшую второе чтение в эту среду, а третье чтения сегодня, поддерживают и РСПП, и «Деловая Россия», и «ОПОРА России».  Мы признательны Минфину и ФНС России, которые пошли нам навстречу, чтобы можно было учесть пожелания бизнеса», - сказал депутат.
 
Уже более 10 лет действует постановление Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС), которое по существу определяет пределы возможности налогоплательщиков использовать свои права, то есть это то, что еще называется злоупотребление правом. «Все, наверное, было бы хорошо, если бы в разных регионах страны судебная практика не шла разными путями, а налоговые органы по-разному не интерпретировали постановление ВАС», - заметил зампред бюджетного комитета.
 
«Поэтому и возникла необходимость переноса в закон того, что в постановлении ВАС было самым главным для вопросов злоупотребления правом, чтобы соответствующие нормы стали обязательными на всех уровнях исполнения. То есть мы просто взяли то, что абсолютно необходимо для налогоплательщика, и закрепили на уровне закона», - пояснил Симановский.
 
Принятым Госдумой в пятницу законом предлагается максимально уйти от оценочных понятий и закрепить в Налоговом кодексе исчерпывающий перечень оснований, по которым налоговый орган вправе отказать налогоплательщику уменьшать свои налоговые платежи даже при том, что у него все подтверждающие документы в порядке. Налогоплательщикам запрещается уменьшать налоговую базу или сумму подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом или бухгалтерском учете либо налоговой отчетности.
 
Реальность сделки становится основополагающим фактором, поскольку даже при идеальном учете необходимо проверять ее реальность. Правильно оформленные документы не становятся главным фактором, потому что можно их гениально оформить, но сделки самой не будет. «Поэтому мы отталкиваемся именно от реальной сделки и входим в другую ситуацию взаимоотношений. И очень важно то, что теперь и налогоплательщик, и налоговый орган получают абсолютные ориентиры – каждый точно знает, что может быть», - подчеркнул Симановский.
 
Сейчас существуют различные формальные поводы, к которым можно привязаться и отказать, например, в возмещении НДС.  Так, одна неправильно стоящая в счете-фактуре запятая и тебе отказывают в возмещении налога. «По просьбе бизнеса мы взяли три наиболее распространенных основания для отказа. Неуплата налогов контрагентом или какие-то несущественные недостатки в оформлении документов, либо возможность совершить ту или иную операцию иным образом, не должно трактоваться как самостоятельное основание для отказа», - сообщил депутат.
 
«Как вы помните, перед рассмотрением проекта закона в первом чтении представителями бизнеса, да и не только бизнеса, высказывались опасения, что бремя доказывания перейдет от налогового органа к налогоплательщику. Чтобы этого не было, мы специально прописали в итоговом тесте, что бремя доказывания остается за налоговым органом в рамках контрольных мероприятий», - заверил Симановский.