Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Андрей Макаров: Анализ исполнения федерального бюджета 2017 года – основа для бюджета будущей «трехлетки»

На пленарном заседании в четверг, 27 сентября, Государственная Дума приняла закон «Об исполнении федерального бюджета за 2017 год».

Выступая с содокладом, Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Андрей Макаров отметил, что в 2017 году удалось преодолеть кризисные явления в экономике. «2017-й - это первый год выхода из кризиса. Страна преодолела рецессию, страна вышла на экономический рост, и 1,5% - это не статистическая погрешность, это реальная тенденция экономики. А вот какой эта тенденция будет дальше, зависит, в том числе и от нас с вами, от работы над бюджетом следующей «трехлетки»», - заявил глава думского комитета.

В 2017 году также был зафиксирован минимальный исторический уровень инфляции и наблюдался небольшой рост заработных плат и пенсий, напомнил Макаров.

«Вот все эти вещи и дают надежду на то, что тенденция, которая позволит усилить конкурентоспособность страны и улучшить качество жизни граждан, будет продолжена», - заметил парламентарий.

По его словам, достоверность представленных цифр подтверждена Счётной палатой и не вызывает никаких сомнений. «Именно поэтому все 20 комитетов-соисполнителей представили свои заключения в комитет по бюджету и предложили принять данный закон», - сказал Макаров.

Глава бюджетного комитета обратил внимание, что в докладе министр финансов «пожалуй впервые говорил не о миллиардах и триллионах рублей, а о результатах их использования – о дворах, о созданных местах в детских садах, школах».

«Именно этот анализ так необходим, чтобы говорить парламенту об эффективности исполнения бюджета. Для нас анализ 2017 года – это основа для бюджета будущей «трехлетки»», - подчеркнул Макаров.

В этой связи глава бюджетного комитета обратил внимание на ряд проблемных вопросов, связанных с реализацией государственных программ.

Он особо отметил, что национальные проекты, задачи, которые поставил Президент, будут погружаться именно в государственные программы.

«И вот здесь хотел бы обратить внимание на очень интересную разницу. Государственные программы, 2017 год: министерство экономического развития шесть госпрограмм оценивает как высокая степень эффективности, Счётная палата - ноль. Министерство экономического развития говорит, что нет программ, которые нельзя оценить, Счётная палата говорит, что 11 вообще не подлежат оценке», - указал Макаров.

Аналогичная ситуация с оценкой эффективности госпрограмм была и в 2016 году. «Те же самые шесть программ - высокая эффективность и там был тоже ноль от Счётной палаты и опять же те же 17 программ не подлежали оценке эффективности, то есть ничего не меняется», - констатировал глава бюджетного комитета.

По его мнению, проблема состоит в том, что государственные программы «абсолютно вырваны» из бюджета. «А как справедливо замечено, сегодня национальные проекты будут погружаться в этот не исправленный до сих пор механизм», - сказал Макаров.

«Вы посмотрите, что происходит: идут изменения в бюджете, меняют до 10% расходы на госпрограммы, показатели не меняются. Создаётся впечатление, что вообще выполнение госпрограмм от денег не зависит. Тогда, может быть, вообще перестать их финансировать? Но понимаете, в чем все дело, так дальше продолжаться не может, потому что вот сегодня мы видели конкретный подход, что должно быть решено, а когда мы читаем сводный доклад по госпрограммам, мы не видим вообще ничего», - говорит глава думского комитета.

Макаров напомнил, что, в соответствии с действующим законодательством, паспорта государственных программ предоставляются для ознакомления парламентариями. «И все комитеты в соответствии с законом «О парламентском контроле» имеют возможность обсудить их, и более того, вместе с комитетом по бюджету обсудить не только содержание, но и бюджетное наполнение и до их внесения вместе с бюджетом вынести свои предложения на рассмотрение Правительства», - заметил депутат.

В то же время ни один думский комитет в 2017 году не поставил вопросов, касающихся реализации госпрограмм. «Наоборот, все написали: замечания переданы в министерство в рабочем порядке. А кто сказал: вообще ничего не надо править», - обратил внимание коллег Макаров.

«Поэтому когда мы говорим о претензиях, там скажем, к министерству экономического развития, наверное, надо одновременно ставить те задачи, которые мы с вами в состоянии вместе с Правительством решить», - заявил он.

Одна из таких задач – объединение в рамках одной госпрограммы всех вопросы, связанных с развитием социальной инфраструктуры села, считает Макаров.

В ходе «правительственного часа» с участием министра сельского хозяйства Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил о необходимости продумать создание единой программы социального развития села.

«Медицинская помощь, дома культуры, вот то, что определяет качество жизни на селе - социальное развитие села, оно погружается не в программу развития села, оно погружается в другие программы, оно в других министерствах и ведомствах и, естественно, рассматривается по остаточному принципу», - констатировал Макаров.

«И те же самые вопросы должны быть рассмотрены в рамках всех других государственных программ», - считает глава бюджетного комитета.

Еще одна важная задача – сокращение объемов незавершенного строительства по Федеральным адресным инвестиционным программам (ФАИП). В августе 2015 году Президентом была поставлена задача провести инвентаризацию всех ФАИПов, напомнил Макаров.

«И, на самом деле, то что мы имеем с вами колоссальный рост «назавершенки» - это результат того, что эта работа не выполнена, но при этом очень бы хотелось услышать, а что в этом плане делать? Можно продолжать констатировать, а можно предлагать внести какие-то изменения. Может быть для начала хоть кого-нибудь накажем за это? Ведь на самом деле каждый зарытый миллиард в землю, он имеет фамилию, имя, отчество и, по крайней мере, не одно, но об этом мы, естественно, не говорим», - заявил глава бюджетного комитета.

Макаров отдельно остановился на вопросах, связанных с межбюджетными отношениями. «2017 год - это год, когда Президент принял решение о реструктуризации бюджетных кредитов. Только в 2018-м и 2019 годах регионы от этой реструктуризации получили 420 млрд освободившихся денег, которые могут быть направлены на развитие, в 2018-м - 258 млрд», - напомнил глава бюджетного комитета.

«Это большие средства. Но очевидно, что нам предстоит решать ещё проблемы регионов гораздо в большем объёме, и это те вопросы, которые нам предстоит рассматривать», - заявил Макаров.

«Комитет по бюджету очень подробно рассмотрел. Все замечания, весь этот подробнейший анализ по каждой госпрограмме с позицией каждого комитета в этом сводном заключении изложены. Те, кто хочет погрузиться в эти вопросы, посмотреть какой-то отдельный вопрос, безусловно, увидит здесь и все цифры, и весь анализ, но главное - это вывод. Безусловно, закон об исполнении бюджета должен быть поддержан и комитет по бюджету предлагает его принять», - заключил Макаров.