Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Наталья Костенко заявила о необходимости гармонизации законодательства, касающегося правил проведения текущего и капитального ремонта в домах-памятниках

Наталья Костенко заявила о необходимости гармонизации законодательства, касающегося правил проведения текущего и капитального ремонта в домах-памятниках
В сфере ремонта многоквартирных домов - объектов культурного наследия сложилась непростая ситуация. В Краснодарском крае 135 таких МКД, жильцы которых не могут получить ни капитальный ремонт (несмотря на уплаченные взносы, их дома все время переносятся по графику), ни текущий (управляющие компании бывает не ликвидируют даже аварийные ситуации, боясь пересекающихся санкций).

По жалобам и тех и других, в Краснодаре прошло совещание по проблеме выполнения ремонтов общего имущества в многоквартирных домах, являющихся памятниками истории и культуры.

Ранее в адрес депутата Госдумы от Краснодарского края Натальи Костенко (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») обратились управляющие организации, посетовавшие на трудности в организации таких работ ввиду несогласованности некоторых норм жилищного законодательства о содержании многоквартирного фонда и закона о защите объектов культурного наследия.

Речь идет о ситуациях, когда требуется в срочном порядке устранить аварию в МКД-ОКН, угрожающую безопасности жизни и здоровья жильцов и других граждан, а также о текущем ремонте таких объектов в целом. Нормативы и регламенты по управлению МКД требуют от управляющих компаний проводить большинство противоаварийных работ в сжатые сроки (от получаса до семи суток).

В то же время законодательство о сохранении ОКН предписывает до начала любых работ на объекте получать от соответствующего органа госохраны памятников задание и разрешение на их проведение, а также согласовывать с данным органом разработанную проектную документацию, которая предварительно должна пройти историко-культурную экспертизу. За нарушение каждого регламента грозит административная ответственность: за нарушение сроков проведения ремонта и устранения аварий по ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрен штраф до 250 тыс. руб. на юридическое лицо, а за нарушение законодательства об охране ОКН по ст. 7.13 КоАП РФ штраф может составить фантастические 5 млн руб.

Разумеется, в столь сжатые сроки получить все необходимые согласования и разрешения попросту невозможно, в связи с чем управляющие компании под угрозой оказаться под «административкой» отказываются от заключения договоров с жильцами МКД-ОКН, оставляя их один на один с бытовыми трудностями.

В ходе совещания руководитель управления госохраны ОКН краевой администрации Георгий Давыденко сообщил, что профильный закон о сохранении памятников от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ действительно предусматривает проведение противоаварийных работ на объектах культурного наследия в том же порядке, что и работы по их сохранению. Он посоветовал руководствоваться методическими рекомендациями Министерством культуры, которые разрешают при проведении противоаварийных работ в ходе консервации объекта выполнять их на основании проекта без проведения экспертизы и получения согласования.

Вместе с тем, как отметил технический директор ООО «ГУК-Краснодар» Юрий Цуканов, судебная практика привлечения управляющих организаций идёт по пути строго следования букве закона, без учета методических рекомендаций. И в такой ситуации управляющая компания, решившая начать работы на МКД-ОКН без прохождения всей процедуры, рискует быть привлечённой к крупному штрафу.

Управление госохраны ОКН пообещало в максимально сжатые сроки согласовывать управляющим компаниям разрешительную документации, когда речь идет о жизни и здоровье граждан.

В Госдуме пока без движения находится внесенный в 2019 г. Правительством законопроект, который вводит в закон № 73-ФЗ понятие «содержания имущества» и упрощает процедуру проведения текущих ремонтов на памятниках. Однако по законодательному решению проблем проведения капитального ремонта пока инициатив не поступало.

Заместитель министра ТЭК и ЖКХ края Вячеслав Дунаев отметил, что проблемы возникают не только при текущем ремонте и содержании МКД-ОКН, но также и в ходе реализации программы их капитального ремонта. Из-за высокой стоимости проектных и строительных работ на ОКН денег, собираемых фондом капремонта через установленный для жильцов тариф, не хватает, а подрядчики не участвуют в торгах. Другое препятствие к включению ОКН в региональную программу – отсутствие у большинства из них утверждённого охранного обязательства, что в силу закона прямо не позволяет проводить капитальный ремонт.

В части установления охранных обязательств управление госохраны ОКН сообщило о планах по поэтапной разработке охранных обязательств для всех 135 МКД-ОКН края, включая девять объектов уже в этом году. Это позволит выделить ту часть дома (фасад, входная группа, внутренние интерьеры и т.д.), которую нужно реставрировать с привлечением специальных организаций и экспертиз, а остальные ремонтировать как обычные дома. Депутат посоветовала синхронизировать работу Фонда капремонта и Управления госохраны с тем, чтобы включить в план работы на текущий год наиболее ветхих объектов, которые нужно отремонтировать в самое ближайшее время во избежание их расселения как аварийных.

На совещании для решения проблемы высокой стоимости ремонта МКД-ОКН министерством ТЭК и ЖКХ было предложено рассмотреть вопрос о предоставлении возможности регионам использовать различные инструменты софинансирования ремонта таких объектов (как правило частных), таких, например, как компенсацию фонду капремонта разницы в ремонтном и реставрационном тарифах работ на ОКН.

Подводя итоги совещания, Наталья Костенко пообещала проработать на федеральном уровне вопрос гармонизации жилищного законодательства и закона об охране памятников в части проведения текущего ремонта на МКД-ОКН, так и инициирование законопроекта о механизмах, устраняющих существующие препятствия проведению капитального ремонта домов-памятников.

«Благодаря неравнодушной позиции граждан, ответственных ведомств и даже управляющих компаний, нам уже удалось решить ряд проблем в сфере сохранения культурного наследия Краснодарского края. Но что касается МКД со статусом памятников, тут мы не в меньшей степени должны беспокоится и о жильцах. Люди не виноваты, что их дом признан памятником, когда они вселялись или приватизировали квартиры в них, никто им охранные обязательства не вручал. А сейчас они оказались в ситуации: хоть платишь, хоть не платишь все равно ремонта не получишь (даже текущего). Из-за проблем в регулировании мы стремясь охранять такие объекты, на самом деле каждый день ухудшаем их состояние. В ближайшее время я инициирую совещание по данной проблеме с участием Минстроя и Минкульта для выработки законодательных решений в данной области», – заявила Костенко.