Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Павел Завальный озвучил основные проблемы, затрудняющие развитие электросетевого комплекса

Заседание «круглого стола» комитета Государственной Думы по энергетике на тему «Текущее состояние и перспективы развития электросетевого комплекса России. Основные проблемы и пути их преодоления» состоялось в четверг, 9 ноября.

По мнению участников заседания, электросетевой комплекс — тот сегмент электроэнергетики, где в первую очередь нужно не развитие конкуренции, как в других секторах, но упорядочивание, наведение должного порядка в управлении затратами и тарифном регулировании.

Открывая мероприятие, председатель комитета Павел Завальный озвучил основные проблемы, затрудняющие развитие электросетевого комплекса и делающего его услуги чрезмерно дорогими для конечного потребителя.

«Если в Германии сетевая составляющая в цене электроэнергии — порядка 20%, то в России в среднем достигает 50%. Причин несколько, среди них есть объективные — большая территория страны, соответственно, протяженность сетей и связанные с ними сверхнормативные технологические потери. Есть субъективные — коммерческие потери, особенно в бесхозных сетях, неурегулированность затрат на подключение новых потребителей, высокая стоимость, слабая окупаемость, а чаще всего неокупаемость инвестиционных программ, котловой тариф и непрозрачность затрат, нерешенность вопросов последней мили и перекрестное субсидирование», — заявил Завальный.

Заместитель министра энергетики Вячеслав Кравченко отметил, что российский сетевой комплекс является одним из самых масштабных в мире, как по мощности, так и по протяженности сети. Масштабность и сложность системы естественным образом влечет за собой проблемность, как в технологическом плане (износ сетей в среднем составляет 70%) так и в плане регулирования.

По его словам, среди наиболее острых проблем, стоящих сегодня перед государством — вопрос тарифного регулирования сетевого комплекса и ограничения перекрестного субсидирования. Решения, принимаемые по льготированию отдельных категорий потребителей, приводят к увеличению выпадающих доходов компаний, источников покрытия которых нет. В результате порядка 20 регионов вынуждены сегодня фактически обнулить инвестиционные программы, вкладывая средства исключительно в льготное техническое присоединение потребителей и ремонты сетей.

Кроме того, с учетом выпадающих доходов, приходится констатировать рост перекрестного субсидирования в отрасли, достигшего 300 млрд. руб. Это тревожная тенденция, которая может негативно сказаться и на ситуации в генерации, прежде всего, тепловой, и спровоцировать еще более массовый уход потребителей в собственную генерацию. Безусловно, развитие и распределенной энергетики необходимо, но не таким способом. По мнению Вячеслава Кравченко, решению проблем тарифного регулирования в сетевом комплексе будет способствовать скорейший переход к долгосрочным тарифам на основе так называемых регуляторных соглашений сроком на 5–10 лет.

Заместитель начальника управления регулирования в электроэнергетике Федеральной антимонопольной службы Алексей Воронин отметил, что помимо регуляторных соглашений, начиная с 2019 года, предполагается перевод регионов на так называемый эталонный принцип регулирования, что позволит устранить разброс сетевых тарифов по стране и перейти к единым стандартам и ставкам. Данное решение потребует соответствующего законодательного обеспечения, разработка такого законопроекта уже идет.

Заместитель директора департамента Минэкономразвития России Андрей Габов подтвердил, что сетевая составляющая в цене электроэнергии для потребителей, по мнению министерства, слишком велика, в том числе, и в сравнении с аналогичными показателями других стран. Одной из причин, с его точки зрения, является недостаточная загрузка построенных сетевых мощностей. Систематическая работа по повышению доступности технологического присоединения, благодаря которой Россия по данному показателю передвинулась с последнего места в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» в первую десятку, существенно увеличила спрос на данную услугу. По сравнению с 2009 годом, ежегодное количество заявок на тех. присоединение выросло в 2,5 раза. При этом средняя загрузка мощностей не превышает 30%, поскольку потребитель не несет фактической ответственности за обоснованность подаваемой заявки на технологическое присоединение. Необходимо как повышение ответственности потребителя, так и стимулирование компаний к оптимизации использования сетевой мощности.

Генеральный директор ПАО «Россети» Павел Ливинский озвучил несколько ключевых задач, стоящих сегодня перед компанией, являющейся естественным монополистом в электросетевом комплексе. Прежде всего, это борьба с потерями, как коммерческими, так и технологическими. Ключевое решение здесь — построение единой интеллектуальной системы учета электроэнергии и управления системой, построение цифровой сети. Цифровизация сетевого комплекса позволит повысить наблюдаемость надежность его работы, снизить издержки. Также важной для компании является задача повышения доли так называемой нетарифной выручки в ее доходах, получаемой за счет оказания различных услуг, не относящихся собственно к передаче энергии. Такие возможности у «Россетей» есть. При этом от государства компания ждет, прежде всего, четких стратегических установок. «Мы должны понимать, кто мы для народного хозяйства, каков, по мнению, государства, должен быть баланс между интересами потребителей, инвесторов, различных отраслей экономики, и это должно быть закреплено в долгосрочных соглашениях. Это позволит оптимизировать инвестиционные программы и обеспечить устойчивое развитие и надежную работу электросетевого комплекса», — подчеркнул Ливинский.

Директор департамента дивизиона «Глобальные инфраструктура и сети» ПАО «Энел Россия» Антонио Буондонно поделился международным опытом развития технологии «умных сетей». Опыт этот весьма успешен, и одним из важных факторов здесь служит введение единообразия приборов учета и возложение ответственности за их установку, поверку и обслуживание на сетевые компании. Комитет Госдумы по энергетике также последовательно выступает за такой подход. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» должен быть принят в первом чтении 10 ноября, но он нуждается в существенной доработке ко второму чтению.

В рамках круглого стола состоялся телемост с участием представителей Тульской, Ростовской, Калининградской и Астраханской областей. Среди озвученных ими проблем — повышение ответственности потребителей при подаче заявок на технологическое присоединение, переход на долгосрочные тарифные соглашения, одобряемый регионами, риски при возможном переходе на равномерное распределение перекрестного субсидирования на все категории потребителей, за исключением населения, упорядочивание ситуации с ТСО, вопрос бесхозяйных сетей. Те же вопросы беспокоят представителей других субъектов Федерации, выступавших на круглом столе, компаний отрасли, крупных потребителей электроэнергии, отраслевого экспертного сообщества.

Прозвучавшие в ходе острой дискуссии предложения войдут в рекомендации в адрес профильных органов государственной власти, которые будут утверждены по итогам круглого стола.