Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Павел Завальный: Возвращаясь к регулированию оптовых цен на газ, в ближайшие два-три года нужно разработать новую методику ценообразования

Павел Завальный: Возвращаясь к регулированию оптовых цен на газ, в ближайшие два-три года нужно разработать новую методику ценообразования
Во вторник, 2 апреля, на расширенном заседании комитета Государственной Думы по энергетике решено рекомендовать Правительству РФ вернуться к  регулированию оптовых цен на сжиженный углеводородный газ для коммунально-бытовых нужд населения. 

Как пояснил, открывая заседание, Председатель комитета Павел Завальный, тема ценообразования на СУГ для коммунально-бытовых нужд населения возникла в связи с отменой с 1 января 2019г. регулирования оптовых цен на СУГ соответствующим постановлением Правительства РФ, принятым в конце 2018г. При этом конечные розничные цены на СУГ для бытовых нужд населения остаются регулируемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021 и устанавливаются региональными энергетическими комиссиями или региональными службами по тарифам и ценообразованию.

Нормативная правовая база, на основании которых осуществлялись поставки СУГ для бытовых нужд населения в период 1999-2008 гг. (так называемые «балансовые задания»), на сегодня уже не действует. Начиная с 2008 года Минэнерго России доводит до компаний-производителей СУГ данные по годовым региональным потребностям в СУГ и уполномоченным ГРО, сформированные на основании заявок субъектов Федерации, которые носят рекомендательный характер. Они исполняются компаниями примерно на 70%. Соответственно,  при росте  оптовых цен на СУГ возникают  выпадающие доходы, средства на компенсацию которых не заложены в региональные бюджеты, риски  нарушения платы за товар производителям СУГ и снижения надежности  его поставок в регионы.

Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин сообщил, что концепция, которая предполагала такие решения, была принята около 10  лет назад. Основных причин – две. Во-первых, существовавшая система регулирования оптовых цен на СУГ позволяла уполномоченным организациям зачастую попросту спекулировать им, покупая по фиксированной цене на опте якобы для бытовых нужд населения и перепродавая по коммерческим цепочкам, что наносило ущерб производителям СУГ. Во-вторых, задача газификации отдаленных территорий страны может быть решена только с использованием автономной газификации СУГ, но для этого производители СУГ должны быть заинтересованы в приходе в эти территории, а значит, цены должны быть конкурентоспособными.  

Отмене регулирования оптовых цен на СУГ предшествовала работа по снижению объема потребления такого газа для бытовых нужд с 800 тыс. т. до 350, зачистка рынка от компаний, которые перепродавали СУГ для населения по коммерческим ценам в качестве моторного топлива,  создание системы прозрачных индикаторов и правил рыночного ценообразования на СУГ на оптовом рынке. По мнению ФАС, ведущей мониторинг ситуации, сегодня нет угрозы масштабных сбоев в поставках, и есть достаточное количество инструментов, которые позволяют провести уточнение методики расчетов и обеспечить меры поддержки регионов. При этом, безусловно, рост и колебания цен на оптовом рынке СУГ, связанные с ситуацией на мировом рынке спецификой СУГ как экспортируемого товара, есть. Есть и некоторые тревожные ожидания, связанные с наступлением летнего «высокого сезона» потребления балонного газа. 

Директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго России Антон Рубцов представил цифры, дающие представление о масштабах проблемы. Производство СУГ в России в 2018г. составило около 17 млн.т., экспорт – порядка 6,5 млн.т., поставки населению – 2 млн.т. При этом по регулируемым ценам для коммунально-бытовых нужд было продано около 350 тыс.т. Что касается разницы в цене между балансовой и коммерческой ценой на СУГ в 2018г., она составила порядка 10 тыс.руб.  Если в этом году сценарий развития событий будет похожим, цена вопроса о выпадающих доходах составляет около 3,5 млрд. руб., что может оказаться ощутимым для региональных бюджетов и производителей СУГ, рискующих недополучить эти средства. 

Представители Смоленской, Ульяновской, Ростовской, Астраханской, Костромской областей, Краснодарского края рассказали представителям федеральной власти, что в регионах уже возникли и проблемы с компенсацией выпадающих доходов, и первые перебои с поставками СУГ населению.   Региональные бюджеты сверстаны «копейка в копейку», и суммы, которые требуются для решения проблем оплаты поставок СУГ, оказываются для них критичными. 

Уполномоченные компании начинают отказываться поставлять газ в отдаленные районы. На этом фоне активизировались «умельцы», наполняющие газом баллоны кустарным способом и развозящие такой потенциально опасный товар потребителям. При этом ситуация будет только усугубляться, поскольку «Газпром межрегионгаз» уже перешел на поставки СУГ в регионы по коммерческим ценам, а компании «Сибур» и «Роснефть», например, перейдут на них к маю. 

Представители субъектов Федерации считают сложившееся положение дел несправедливым, потенциально дестабилизирующим социальную обстановку и снижающим надежность и безопасность энергообеспечения населения. Региональные власти просят рассмотреть возможность субсидирования возникающих расходов из федерального бюджета, возврата регулирования оптовых цен на СУГ и «балансовых заданий» для производителей СУГ на период доработки методик расчетов оптовых цен на СУГ и принятия решений, дающих возможность создавать гарантирующих поставщиков. 

Завальный согласился с тем, что вариант снятия проблемы, по сути, всего один: вернуться к порядку, который существовал до принятия постановления Правительства РФ, на ближайшие два-три года, а за этот период разработать новую методику ценообразования  и предусмотреть средства для субсидировании расходов из федерального бюджета и бюджетов регионов, а также субсидирования внутреннего рынка СУГ за счет экспорта.  При этом в перспективе, безусловно, нужно двигаться к внедрению рыночного ценообразования на все виды газа на внутреннем рынке. Эти предложения в адрес Правительства РФ войдут в официальное решение, которое будет принято по итогам расширенного заседания.