Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Реформу контрольно-надзорной деятельности необходимо нацелить на защиту интересов граждан и бизнеса, считают в Госдуме

Заседание рабочей группы по законопроекту «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

ФОТОРЕПОРТАЖ

Профильные комитеты Госдумы в понедельник, 12 февраля, концептуально поддержали подготовленный Правительством проект закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», однако нашли в нем ряд серьезных недочетов. Нормы подготовленного по поручению Президента закона, предусматривающего реформу контрольно-надзорной деятельности в РФ, должны быть работающими, не позволяющие чиновникам субъективно подходить к их реализации заявила Председатель думского комитета по контролю и Регламенту, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Ольга Савастьянова на заседании рабочей группы, созданной с экспертами и профсообществом для обсуждения законопроекта и согласования его положений к первому чтению.

Правительство разрабатывало законопроект с 2015 года. Он был внесен в Госдуму и прошел обсуждение в рамках парламентских слушаний. Соисполнителями по нему назначены шесть думских комитетов.

Савастьянова выделила три основные группы замечаний: во-первых, комитеты указали на то, что из сферы контроля исключены многие важные сферы; во-вторых, несколько комитетов считают, что не стоит признавать 294-ФЗ утратившим силу; третья принципиальная позиция касается внедрения риск-ориентированного подхода в области культуры.

«Наша поддержка прежде всего означает готовность работать над реформой контрольно-надзорной деятельности. Сложившаяся система должна уйти в прошлое, потому что она, действительно, очень затратна, абсолютно неэффективна и вредна как для организаций, так и для экономики в целом. Мы разделяем подход, согласно которому основные цели и задачи – это безопасность наших граждан, качество продукции и услуг, радикальное снижение нагрузки на бизнес, создание более эффективной системы контроля и надзора, которая зависит не от количества проверок и штрафов, а нацелена на эффективность и результативность. Наша работа сосредоточена именно на том, как все эти благие намерения облечь в работающие и объективные нормы закона, не позволяющие нашим чиновникам субъективно подходить к их реализации», - заявила Савастьянова.

Парламентарии раскритиковали большое количество отсылочных норм в законопроекте и сошлись во мнении, что одна из его проблем кроется в самих подходах. «На наш взгляд, риск-ориентированный подход, в том числе в природопользовании, должен идти от проблемы, а не от степени профессиональной подготовки или репутации компании. Если мы видим, допустим, что 70% незаконной вырубки леса происходит в Иркутской области, то нам нужно будет прежде всего проверять там. Если мы пойдем только от проверяемых объектов, мы не достигнем главного», - считает Председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Николай Николаев.

Кроме того, продолжил Николаев, законопроект начинается с огромного перечня исключений, в частности, рыболовства и сохранения водных биоресурсов, контроля за охраной недр при добыче полезных ископаемых и так далее, то есть тех сфер, которые нуждаются в реформе надзорной деятельности, и подход к выбору этих направлений непонятен. «Если мы делаем такое серьезное исключение, у нас будет одновременно работать две системы контрольно-надзорной деятельности», - указал он. 

Председатель комитета ГД по экологии и охране окружающей среды, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Владимир Бурматов, в свою очередь, отметил, что законопроект необходимо привести в соответствие с действующим законодательством в области охраны окружающей среды, чтобы исключить противоречия с действующими нормами в части экологического надзора при строительстве.

Бурматов добавил, что понятие «производственный объект» надо корректировать: по мнению депутатов, относить объекты охраны окружающей среды к производственным объектам некорректно.

Член комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Александр Максимов указал на необходимость уточнить понятийный аппарат законопроекта и в целом сузить сферу применения, ограничив его сферой ведения бизнеса, чтобы он не был «и для культуры, и для физкультуры».

«Вместе с тем, на наш взгляд, появилась реальная возможность создать в России своего рода кодекс российского бизнеса, по которому он будет жить. Впервые закладывается возможность уйти от галочно-палочной системы контроля и учета. В этом потенциал закона, и мы хотим, чтобы он был реализован», - заявил Максимов.

Выступая от комитета по образованию и науке, заместитель Председателя комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Любовь Духанина отметила, что поскольку представители сферы образования регулярно высказывают свое недовольство существующей системой контроля – жесткой, излишне тщательно контролирующей состояние текущих процессов и результатов, переход на риск-ориентированный подход рассматривается как возможность создания иной, более эффективной, системы контроля.

«Мы готовы рассмотреть вопрос об исключении из системы лицензирования дополнительного образования, оставив государственный надзор. Потому что это препятствует развитию в том числе системы неформального образования, от которой сегодня требуется гибкость, чтобы, в частности, отвечать потребностям цифровой экономики», - заявила она.

Аудитор Счетной палаты Татьяна Блинова согласилась с тем, что над формулировками закона необходимо работать.

«Наша задача – максимально учесть все замечания, высказанные профильными комитетами, в том числе чтобы не упустить все нюансы и тонкости по отраслевым видам контроля (надзора)», - сообщил присутствующий на заседании министр Открытого правительства Михаил Абызов.

На данный момент в РФ на федеральном уровне реализуется 190 видов государственного контроля и надзора. Полномочия по ним имеют 44 органа исполнительной власти. «По сути дела, государственный контроль и надзор пронизывает всю работу государственного аппарата, более 300 тысяч человек, включая территориальные подразделения, работают по контролю за исполнением обязательных требований, которые сегодня установлены в рамках отраслевого и общего законодательства», - отметил он.

По словам Ольги Савастьяновой, на заседании комитета по контролю и Регламенту законопроект планируется рассмотреть 19 февраля. Она отметила, что проект постановления, который будет подготовлен для рассмотрения депутатами, должен содержать основные проблемы и тематические направления, требующие проработки.