Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Участники круглого стола в Госдуме обсудили способы повышения доступности проектов альтернативной газификации в удаленных и труднодоступных районах

Участники круглого стола в Госдуме обсудили способы повышения доступности проектов альтернативной газификации в удаленных и труднодоступных районах

В четверг, 30 мая, Председатель комитета Госдумы по энергетике, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Павел Завальный провел круглый стол на тему «Законодательное обеспечение альтернативой газификации. Вопросы ценообразования» с участием представителей ФАС, Минэнерго РФ, регионов, отраслевых компаний и экспертных организаций.

Тема альтернативной газификации является весьма актуальной для нашей страны, где, несмотря на огромные запасы газа, до сих пор нет возможности полноценной газификации большого числа территорий, отметил Завальный.

Во многом возможность газификации зависит от территориального фактора, подключенности региона к единой системе газоснабжения (ЕСГ), наличия на его территории запасов природного раза, действующих месторождений, инфраструктуры. По этим критериям все регионы можно разделить на три условных группы.

В первую входят регионы, имеющие развитую систему газопроводов и подключенные к ЕСГ. Вторая группа включает субъекты Федерации, в которых существует местная система газоснабжения, обособленная от ЕСГ, или имеются газовые (газоконденсатные) месторождения. Третья – это регионы, не подключенные к ЕСГ и не имеющие ни региональных систем газоснабжения, ни месторождений. И здесь возможна только автономная, или альтернативная газификация с использованием СПГ, КПГ и СУГ.  При этом альтернативная газификация может быть полезна и для первых двух категорий регионов, и для решения задачи в удаленных и труднодоступных районах.

При этом очевидно, что газификация должна быть экономически оправданной. В действующих в настоящее время на внутреннем рынке условиях ценообразования на газ и его доставку до потребителя такая газификация подчас нерентабельна для Газпрома и других компаний, которые потенциально могли бы взяться за альтернативный сценарий, и неподъемна для потребителя. «Стратегически решением должно быть изменение всей системы ценообразования на газ в России, включающее рыночное ценообразование на оптовом и розничном рынках и развитие межтопливной конкуренции с установлением регулируемых цен для населения на переходный период», – полагает Завальный.

Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин обозначил важнейшие условия повышения эффективности альтернативной газификации: это обеспечение межтопливной конкуренции, возможность для поставщиков СУГ, СПГ и КПГ заходить в новые регионы, обоснованное тарифообразование, учитывающее критерии эффективности, инновационности и социальной значимости проектов, упрощение согласовательных процедур при реализации проектов при сохранении всех требований по их безопасности, использование механизмов субсидирования для определенных категорий потребителей, прежде всего, населения. Нужно прорабатывать набор мер, который сделал бы проекты альтернативной газификации интересными с инвестиционной точки зрения, в том числе и с области налогообложения.

Директор департамента Минэнерго РФ Антон Рубцов отметил, что, по расчетам Минэнерго, технологически возможный уровень газификации в нашей стране составляет 82,9%, без учета экономической составляющей. Эффективность альтернативной газификации растет по мере увеличения расстояния от ЕСГ при стабильном уровне потребления. При этом любая альтернативная газификация по определению будет дороже трубной. Она может быть применима для энергообеспечения удаленных регионов, резервного и мобильного газоснабжения социально значимых объектов, создания дополнительных источников для работы в пиковых режимах. Очень важно, помимо механизмов налогового стимулирования, провести корректировку градостроительного законодательства, законодательства по безопасности для снижения административных барьеров и сокращения капитальных затрат при реализации проектов. Это сделает их привлекательнее для инвесторов и дешевле для потребителей.   

Сергей Черезов, генеральный директор АО «Газпром газораспределительные системы Пермь», одной из компаний, имеющих опыт реальной газификации населенных пунктов при помощи СПГ, поделился опытом и обозначил выявленные при реализации конкретных проектов проблемы. Он подчеркнул, что на сегодня проекты альтернативной газификации можно рассматривать только как социальные –  при нынешней системе тарифообразования цена на поставляемый газ не покрывает затрат. Есть определенные проблемы и со спросом на газ в зависимости от сезона, поэтому для повышения эффективности проектов важно найти «якорного» заказчика, гарантирующего равномерное потребление, а также стимулировать спрос на СПГ, например, для одновременного использования его как моторного топлива. Есть сложности с созданием инфраструктуры хранения СПГ в непосредственной близости от потребителя.

Академик РАН Алексей Конторович отметил, что во многих регионах, в частности, в Сибири, при наличии технических возможностей привести газ в поселки там не находится достаточно людей, которые могли бы заплатить за подключение к нему и за оборудование. «Необходимо менять подходы к финансированию таких программ, чтобы доступным стал не только сам газ через регулирование цен на него для населения, но и оборудование», – считает он. Кроме того, академик полагает, что надо более полноценно использовать существующие в регионах месторождения газа, прежде всего, для обеспечения им собственных потребителей. Сегодня же акцент в большей степени делается на монетизации газа, его экспорте и наполнении бюджета. Павел Завальный на это заметил, что именно экспорт газа позволяет стране решать социальные задачи, в том числе субсидировать цены на газ для населения.

И.о. руководителя службы по тарифам Астраханской области Ольга Зверева обратила внимание участников круглого стола на проблему ценообразования на СУГ для коммунально-бытовых нужд населения, которая приобрела особую остроту в связи с отменой с 1 января 2019г. регулирования оптовых цен на СУГ соответствующим постановлением Правительства РФ. При этом конечные розничные цены на СУГ для бытовых нужд населения остались регулируемыми.

С 1 июля регионы должны внести изменения в тарифы, в связи с чем возникают проблемы с компенсацией выпадающих доходов и риски перебоев в поставках. Немало претензий у регионов есть к проекту методики расчетов оптовых цен на СУГ, как по прописанным в ней механизмам, так и по срокам принятия решений. Регионы убеждены, что для снятия возникающих проблем необходим возврат регулирования оптовых цен на СУГ на период доработки методик расчетов оптовых цен на СУГ.

Ранее, в начале апреля, комитет по энергетике уже проводил расширенное заседание по данной тематике, по итогам которого поддержал позицию регионов. Сегодняшнее обсуждение лишь подтвердило правильность этой рекомендации.

Александр Климентьев, советник постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ, заострил тему важности тарифообразования на транспортировку СПГ по железной дороге и создания инфраструктуры СПГ в стране и обеспечения доступа к ней для повышения потенциальной экономической привлекательности проектов альтернативной газификации.

Отдельное внимание в ходе круглого стола было уделено вопросу обеспечения безопасности при проведении альтернативной газификации и необходимости корректировки устаревшей нормативной базы.

Высказанные участниками круглого стола предложения будут отражены в рекомендациях комитета по энергетике в адрес органов власти всех уровней.